2024

Непал/Вьетнам

8 мая — 16 мая

Это первая часть статьи о путешествии Непал-Вьетнам-Япония. Здесь я расскажу о поездке в первые две страны, ну о приготовлениях в целом. Вторая часть тут.

Подготовка

Планировать этот трип я начал в октябре 2023.

Планирование любой поездки обычно состоит из четырёх этапов:

  1. Общая разведка. Составление маршрута, поиск рейсов, вписывание этого в отпуск или подгонка отпуска под даты.
  2. Покупка билетов и бронирование жилья. Этот этап обычно растянут во времени, потому что это основная часть расходов, я разбиваю эти траты на несколько месяцев.
  3. Продумывание активностей и наброска плана.
  4. Максимально детальная проработка плана, заполнение пробелов в нём.

Эту поездку я называю логистическим адом. Разрабатывалось это дело очень долго и больно. 9 перелётов, 6 апартаментов, 3 тура, билеты на поезда, паромы, самолёты. Такой комплексной поездки у меня ещё не было. И чем сложнее поездка — тем больше вероятность, что что-то пойдёт не так.


Изначально Вьетнама в плане не было, но ради встречи с моим коллегой по команде — Максом — я включил третью страну в мой трип.

Итого получилось моё самое длительное путешествие: целых 24 дня. 5 дней в Непале, 4 дня во Вьетнаме и 15 дней в Японии. Поехали.

Непал

Я не люблю долгие перелёты и стараюсь дробить их на более мелкие, когда это возможно. Благо в перемещениях в восточном направлении с этим никаких проблем. Поэтому в качестве пересадки при полёте в Японию был выбран Непал.


Мои знания о Непале ограничивались странным флагом, который я любил в детстве, столицей Катманду и наличием Эвереста. Как я уже неоднократно писал, я предпочитаю ездить в страны, культура которых сильно отличается от привычной нам. Непал оказался идеальным местом для подобного экспириенса. Однако чем больше я узнавал об этой стране, тем страшнее мне было туда лететь. Пугало наличие под боком Индии, которую я до сих пор опасаюсь. Я всё-таки предпочитаю относительно комфортные путешествия, без сильного дауншифтинга, а тут я не был уверен, что так получится.


В общем, из всех трёх стран от Непала у меня были самые высокие ожидания по эмоциям. Было очевидно, что мне либо очень понравится, либо очень не понравится.

8 мая

Непал — место рождения Будды

Три часа полёта из Еревана до Дохи. Три часа пересадки в одном из моих любимых аэропортов, ещё 4:30 полёта и вот я в столице Непала — Катманду. Летел Qatar Airways, пожалуй, моя любимая авиакомпания.


Для въезда в Непал россиянам нужна виза. Визу можно оформить в аэропорту. Нужно было заранее на сайте заполнить форму и притащить распечатку (её попросили в аэропорту Еревана). Ну или же заполнить форму на месте, но в очереди мне стоять не хотелось, поэтому я всё сделал заранее.


Я подошёл с распечаткой к кассе, оплатил 30 долларов, мне дали квиток, с которым я пошёл на паспортный контроль, где мне вклеили визу на 15 дней. Весь процесс занял минут 10 максимум. Получил багаж (это, кстати, мой первый трип, где у меня есть полноценный багаж — большая сумка, которую мне одолжил мой сосед по хате), купил местных рупий.


Мне дали целую котлету из купюр, которую я поспешил спрятать от греха подальше, и отправился покупать симку.

Я стараюсь не покупать симки, если приезжаю ненадолго, ибо пользуюсь Drimsim, но интернет по ней в Непале — чудовищно дорогой — 15 евро за МЕГАБАЙТ, поэтому я обзавёлся местной симкой Ncell. Пришлось заполнить целую анкету и прикрепить фотку (предусмотрительно взял несколько штук с собой).


Следующей целью было добраться до моих апартаментов. И тут начинаются не самые лёгкие квесты. Ещё на этапе бронирования я не понимал, а какой собственно адрес. За несколько дней до отъезда я уточнил этот момент. Однако его просто не было на гугл-картах. Тут я начал что-то подозревать, обнаружив, что номера есть вообще не у всех домов на карте. Поэтому я выбрал ближайшую организацию к моему дому и планировал доехать до неё.


Интересная деталь: дата по непальскому календарю

Относительно такси план был прост: купить местную симку и поставить приложение Pathao, ибо никаким Убером тут, конечно, не пахнет. Однако, зарегаться там не получилось (из-за моей тупости, как я потом выяснил). Я увидел стойку "Prepaid taxi" и подумал "ну они то знают своё дело". Предоставленный мой адрес привёл их в ступор, они начали звонить в организацию, адрес которой я им дал. Дозвониться не смогли. Я стоял в недоумении: почему просто нельзя забить адрес в навигатор...

А потом осознал, что у них попросту НЕТ навигаторов. Через минут 15 мне выдали талончик, я заплатил 1000 рупий и пошёл искать такси, надеясь, что меня с этим талончиком кто-нибудь подберёт. Подобрали. Таксист тоже не совсем понял, куда надо ехать, но я ему сказал, что у меня есть Гугл Мапс, no problem.

Пока мы нарезали круги, я натурально охуевал, куда я попал. Вокруг царил хаос: ни светофоров, ни разметки, все сигналят без остановки. Но сигналят здесь по другому поводу: сигнал даёт окружающим понять, что ты есть, и что ты едешь, особенно полезно на поворотах и перекрёстках. Вокруг всё такое всратое и непонятное. То, что надо. Через час покатушек с моей помощью мы всё-таки прибыли в пункт назначения. И таксист меня даже не заскамил! Ноль рупий я заплатил сверх того косаря. В Индии с меня трясли бы деньги на каждом шагу.


5681 в нижнем ряду индийскими цифрами

Однако моих апартаментов по этому адресу не оказалось. Я окончательно запутался. Пришлось как-то координироваться с мужем владелицы, ибо её дома не было. Но я даже не мог его сориентировать, где я: адресов вокруг не было, а если и были — они были написаны индийскими (деванагари) цифрами, не все из которых я мог разобрать. В любом случае, адрес бы всё равно не помог, потому что тут всё привязано к каком-то популярным местам, местонахождение которых все знают, адреса тут не в почёте. По итогу через полчаса хозяин меня всё же подобрал на своём байке, я прямо с сумками уселся на заднее сиденье и мы поехали домой. Оказалось, что дом находился в соседнем квартале.

В моём распоряжении был первый этаж двухэтажного домика. В соседнем здании жили сами владельцы. Участок был огорожен забором. Жильё неплохое по меркам Непала. Главное, что есть горячая вода (ну как горячая, тёплая). Тут это роскошь. Воду из-под крана тут, кстати, категорически запрещено пить, поэтому тут какое-то бесчисленное множество баклажек с водой практически у каждого дома.

Я попытался узнать у хозяина, какой всё же адрес у этого места, куда мне вызывать такси, на что он просто сообщил название района, без улицы и дома. Как передвигаться по этому городу было решительно непонятно.


Апарты, кстати, находились не в самом Катманду, а в Лалитпуре. Два этих города входят в одну агломерацию.


Стоит отметить какие тут интересные вилки, да и сами розетки. Они совместимы с европейскими вилками, но в моём доме они были сильно расхлябаны, поэтому мой телефон заряжался только в таком положении [как на фото].


Сходил до ближайшего магазина, закупился снеками, почиллил, и лег спать, ибо завтра предстоял ранний подъём.

9 мая

Подъём в 4:30. В 5:30 меня должны подобрать и отвезти в аэропорт для полёта к Эвересту. Был приятно удивлён наличию тут уличного освещения. На улице — ни души, только стая собак, через которую мне пришлось продираться.


Часовой пояс в Непале особенный — +5:45. Это единственное государство с таким часовым поясом. Многие в мире и в самой стране настаивают, чтобы Непал сровнял время с Индией для всеобщего удобства, но Непал не поддаётся. Видимо, им важно показать таким образом независимость от Индии.


Грузовики тут всегда богато украшены

Более того, в Непале, наряду с григорианским календарём, с конца XIII века вовсю используется непальский лунно-солнечный календарь. Он приурочен к началу правления легендарного императора Викрамадитья в 56 году до н. э. Продолжительность непальских месяцев может меняться от 29 до 32 дней. С неделями проще. В каждой по 7 дней. Сейчас в Непале 2081 год (2024 по григорианскому). На банкнотах и монетах год производства написан именно согласно непальскому календарю, так что он тут вполне себе официально используется.

В обозначенное время меня внезапно без проблем подобрали в нужном месте. Довезли до аэропорта, всучили билет и отправили на стойку регистрации. Пока стоял в очереди, перекинулся парой слов с каким-то швейцарцем. Не умею я в эти ваши смолл-толки. Ну типа мне задают вопросы — я отвечаю, на этом смолл-толк заканчивается.

Рейс перенесли на час из-за плохой погоды в горах. Погода и правда была дерьмовой: пасмурно и небольшой дождь. Я не ожидал от этого полёта чего-то стоящего: думал будут грязные окна, место с плохим обзором, и что мы будем лететь далеко от гор. А сейчас я вообще не надеялся, что мы что-то увидим, если, конечно, полетим.
Но через час объявили посадку, раздали панораму с обозначениями, где какие горы, которая была довольно полезной. Плюс стюардессы объявляли мимо какой горы мы пролетаем. Гималаи были довольно далеко, но всё же вид открылся завораживающий. Так как было облачно, были видны только вершины высочайших гор Земли. В Непале находятся восемь из 14 вершин мира, превышающих 8000 м. Непал также является самой высокогорной страной мира, ведь более 40 % территории Непала расположено на высоте более 3000 м. В общем, зрительный контакт с Эверестом (или Джомолунгмой (или Сагарматхой)) был установлен. Я пока не осознаю тот факт, что я вживую видел Эверест. Хотелось бы, конечно, увидеть его поближе, но время этого трипа не позволяло. Хотя был варик облететь его на вертолёте, но это было слишком дорого. Так что всё впереди, хех.

Полёт на невиданном мне доселе ATR 72-500 продлился примерно час. Мне выдали "сертификат", что я видел Эверест)) После меня забрали и отвезли домой. Из забавного: для буксировки небольших самолётов тут используют обычные тракторы.
И тут я замечаю, что тут внезапно работает inDrive, созданный в Якутске(!) Вопрос с перемещениями был решён. Основной способ передвижения тут — байки. А для меня — байк-такси. И это лучшее, что со мной случалось в плане мобильности. 10-15 минут — и ты в любой точке Катманду. Это чрезвычайно удобно. Машина в Непале — это, скорее, помеха на дороге, скорость перемещения на машине несравнима со скоростью поездки на байке. А главное, что в приложении у водителей есть навигатор.

Моя следующая остановка — ступа Сваямбунатх. Это буддистская ступа, но почитается также и индуистами. Над всей территорией простирается бесчисленное множество молитвенных флажков. Тут находятся несколько тибетских монастырей разных школ и направлений, а также роща, где обитают дикие обезьяны. Сам храм часто называют "Обезьяний храм", ибо животные спокойно бегают и по территории храма.
Я не шибко люблю обезьян, они меня, скорее, пугают своей непредсказуемостью. С ними надо очень аккуратно себя вести и не провоцировать. Они могут отнять у тебя, например, телефон, и ходи потом договаривайся с ними. А при укусе можно получить целый букет болезней, включая бешенство и СПИД.

Сама ступа, конечно, поражает. Такого вида построек я ещё не встречал. Название "ступа", кстати, характерно только для Индии, Непала и нескольких других азиатских стран типа Мьянмы. В России, например, такие строения называются "субурган". Внутрь войти нельзя (большинство ступ монолитны и не имеют внутреннего помещения), только наматывать круги вокруг и вращать молитвенные барабаны (их я уже встречал в храме в Питере). Паломники совершают множество кругов вокруг и читают мантры, дабы преисполниться.

В Непале примерно поровну буддистов и индуистов. И они удивительно дружно живут, а многие практики заимствуются друг у друга. Именно в Непале в городе Лумбини был рождён Будда.
Далее я отправился на прогулку на рынок. Иду себе никого не трогаю, и тут со мной равняется какой-то пацан и заводит беседу. Говорит, что практикует английский, рассказывает про свою семью, про какой-то фестиваль неподалёку и предлагает сходить до него. А я и не против. Было очевидно, что всё это дело закончится скамом на деньги, но контент-то надо добывать. Мы прогулялись по округе, он рассказал про храмы, мимо которых мы проходили. Далее мы завернули в какой-то переулок, где находилось одно из бесчисленных мест поклонения. Он поставил мне тику и посыпал голову оранжевыми цветками (символ благополучия). Я с ним проделал то же самое. Оранжевый цвет в буддизме и индуизме — особенный, он означает что-то положительное, но что конкретно — я хз, существует миллион различных трактовок.
Далее он меня привёл в свою художественную школу, где учится писать мандалы. Помимо него там находились ещё два чувака. Один из них начал рассказывать мне суть мандал, про сансару, карму и т.д. и т.п. Вкратце, мандала — это модель вселенной. Каноническое изображение состоит из внешнего круга (вселенная), вписанного в него квадрата (жизнь человека, отражает земной мир) и внутреннего круга (место обитания духов). Часто используются для медитации.

Чуваки показывали мне разные мандалы различных размеров и типов. Детализация, конечно, поражает. Люди учатся десятилетиями, чтобы достичь такого качества работ.

Мне дали блокнот, чтобы я написал там откуда я и расписался. Я оказался там первым россиянином.

Ну а дальше началось то, ради чего всё затевалось. Мне предложили что-нибудь купить. А я и планировал как раз. Однако цены были непосильными, поэтому пришлось выбрать работу начинающего мастера и поторговаться. Детализация, конечно, далека от идеала, но что поделать.

Мандала, кстати, изображена на обложке моего последнего релиза — Drifting in the Ganges. Ненативная реклама.
Собака
Река Багмати
Стоматология
Далее он попросил купить мешок риса для его семьи)) Так как мне надо было куда-то тратить такое количество денег, я особо не сопротивлялся. Правда он начал наглеть и набирать себе там целую продуктовую корзину, но я быстро его осадил. Мы попрощались, я немного погулял и поехал обедать.

По классике затестил местный KFC. Из локального тут рис с курицей и ножки в дичайше остром копчёном соусе. Ну такое. Непальская кухня преимущественно острая, и практически во всех блюдах присутствует мерзкая зира. Меню не шибко большое, но Зингер присутствует, а это главное.

В магазине закупился местными дошираками. Попробовал один из них. Это оказалось самым острым, что я когда-либо ел, даже доесть не смог. Остальные привёз в Армению всеядному соседу.
Вообще продукты тут ни разу не дешёвые. Мой обычный поход в магазин за каким-нибудь соком, чипсами и чем-нибудь сладким обходился мне около 1000 рупий (~660р). А вот байк-такси тут стоит сущие копейки. В inDrive цену ты устанавливаешь сам. Я при рекомендованной цене в 175 рупий обычно ставил 200 (~133р).

10 мая

Первым делом я отправился на главпочтамт купить марок с открытками. Но внезапно меня ждало разочарование: марки мне не продали, мол это незаконно. Я забил и поехал в Пашупатинатх — самый важный индуистский храм Непала и главный храм Шивы в мире.


Заправка

По пути мы буднично заехали на заправку и постояли в пробке, где я наблюдал картину как босая женщина с ребёнком на руках молча смотрела в окно машины и испепеляла взглядом пассажира, чтобы он всё-таки задонатил ей. Она стояла так минут 10, пока пассажир всё же не сдался. На машинах тут часто можно встретить надпись "Не трогай меня".

Пашупатинатх — моя самая желанная достопримечательность Непала. Я не особо понимал, чего ожидать от этого места, слишком уж оно неординарное. Зайдя на территорию, полную бесчисленным множеством индуистов, я не понимал, а можно ли мне вообще сюда. Вокруг было много людей в национальных костюмах, инвалидов и пара коров, свободно разгуливающих по территории.

Как только я приобрёл билет и вошел внутрь, ко мне тут же присосался гид и начал рассказывать что тут да как. Подобная тактика у гидов тут повсюду. А я и не сопротивлялся. Он провёл часовую экскурсию. Говорил практически без акцента, поэтому я понял 99% информации.
В индуизме есть два типа храмов: "позитивные" и "негативные" (не уверен в формулировках, но суть такая). Позитивные белого цвета, а негативные — чёрного (на шестом фото можно увидеть их). В первых читают мантры и молятся о созидательном, а во вторых происходят жертвоприношения (в основном, козлов и быков), таким образом поддерживается баланс энергий или что-то типа того. В чёрном я заметил много следов крови и шерсти животных, белые же были усеяны цветами. В жертву можно приносить только особей мужского пола, как и употреблять в пищу. Женские особи даруют жизнь, а потому неприкосновенны.

Нандин

У индуистских богов и богинь есть определенные животные, на которых они путешествуют. Они называются ваханами. Их можно увидеть вокруг каждого храма. В "позитивных" храмах животное обычно повёрнуто к зданию, что означает, что оно выполняет роль транспорта, в "негативных" же — отвёрнуто, что означает, что вахана — защитник. По типу ваханы можно определить какому богу посвящён тот или иной храм. Так как Пашупатинатх — это храм Шивы, то практически все скульптуры животных на территории — это бык. Ведь вахана Шивы — это белый бык Нандин.

Через мгновение мы уже стоим над догорающим телом. В Индии съёмка кремаций не приветствуется, и с вас, конечно же, потребуют деньги за фото. Там это считается приватным обрядом, но за деньги — да. В Непале же с этим нет никаких проблем, тут не считают, что съёмка как-то влияет на освобождение души. Но про кремацию позже.

Пашупатинатх находится по обе стороны от реки Багмати — священной в индуизме и буддизме. Она в конечном итоге впадает в не менее священный Ганг. Экологическое её состояние — это, конечно, катастрофа.
На одном берегу стоят многочисленные храмы, в том числе сам Пашупатинатх, куда разрешён вход только индуистам. Также там располагаются дома, где старики доживают свои последние дни и готовятся к смерти. А выше по течению — домики для странствующих йогов — Садху. Это отшельники-аскеты, которые полностью посвящают себя достижению мокши посредством медитации. Садху часто носят одежды цвета охры, которые символизируют отречение. Мокша — это освобождение от перерождения, то, чего хотят достичь все индуисты. Выйти из круговорота реинкарнации, так сказать. Правильно проведённая кремация сильно повышает шанс на достижение мокши. Но садху выбрали другой путь. Их не кремируют после смерти. В наше время садху зарабатывают на фото с ними. И берут они нормально так — фото с ними мне обошлось в 4000 рупий (~2700р).

Лингам

На другом берегу расположились 11 мини-храмов с лингамами. Лингам — это символ мужского и женского начал. По сути это фаллический символ. Сюда приходят молиться о рождении ребёнка бездетные пары. Я спросил почему храмов именно 11, на что гид ответил, что доподлинно неизвестно, но важно то, что 11 — нечётное число, потому что в центре располагается главный храм, который чуть больше и имеет немного другую форму. И правда, я сразу и не заметил. Также есть площадки для поминальных трапез.

Гид сделал распальцовку поведал почему тику ставят именно безымянным пальцем. Остальные пальцы считаются "грязными". Большой, например, используется для захвата чего-то, в том числе денег, участвует в рукопожатиях, указательный — для указания на людей, средний — для неприличных жестов, а мизинец — для ковыряния в носу или в зубах. А вот безымянный остаётся относительно "чистым".

А теперь о непосредственно кремации. Это основной способ похорон в индуизме. Но позволить провести его в Пашупатинатхе могут не все: это довольно дорогое удовольствие. Высокая цена обусловлена популярностью священного места и высокой стоимостью дров. Плюс только родившиеся в Непале могут быть кремированы здесь.

Вообще это сложный процесс со множеством ритуалов, но далеко не все на практике соблюдаются. Так как кремация обычно происходит через сутки после смерти — тела не бальзамируют. Покойника не одевают в парадное, как у нас, а наоборот раздевают (мол пришёл в мир нагим — нагим и уйдёшь) и заворачивают в оранжевую ткань. Тело доставляют к месту кремации на носилках. Каждый участник церемонии должен совершить омовение в реке, но есть и краны с водой, под которыми ополаскиваются участники процедуры.
Пока тело дожидается своей очереди на кремацию, родственники кладут его возле воды на специальную площадку, так, чтобы вода касалась ступней покойного. Это символизирует очищение от грехов, которые он накопил во время жизни, затем поливают его водой.

Далее тело кладут на носилки вновь и переносят на постамент. На груди усопшего размещают тряпичные узелки с чем-то личным. Родственники, одетые в белые одежды, обходят несколько раз вокруг тела. Для костра специальным образом раскладываются дрова, к которым обязательно добавляется солома, она обеспечивает сильный дым. Родственники прощаются и уходят. При этом нельзя оборачиваться. Солома поджигается и примерно за 3 часа тело сгорает. Остатки пепла и дров смываются в реку и всё это добро плывёт вниз по течению. Там же плескаются дети. Я, кстати, думал, что запашок будет таким себе, но нет, только запах костра.

Есть и другой способ похорон — небесные похороны. Это уже больше буддистский обряд. Он практикуется в высокогорных районах Тибета и Непала, так как доставлять тело в город — слишком долго и дорого. Через 3 дня после смерти покойного относят к месту погребения, где тело разрезается на несколько частей. Прилетают стервятники и поедают всю плоть. Далее "могильщик" собирает и дробит кости на специальном плоском камне, смешивает крошево с ячменной мукой и скармливает всё это птицам.


Тело уничтожается без следа. В тибетском буддизме считается, что таким образом душе легче покинуть тело, чтобы найти себе новое. Если стервятники не доедают тело — это плохой знак. Буддисты считают, что это результат плохих поступков человека. Такие дела.

Пашупатинатх, безусловно, впечатляет. Во многом меняет отношение к жизни и смерти. Именно такие места я и имею в виду, когда говорю о контрасте чужой культуры с нашей.

Под конец ко мне пристала какая-то торговка ширпотребом. Узнав, что я из России, абсолютно без акцента начала выдавать фразы на русском "Добрый день", "недорого" и "маме в подарок". А после моих многочисленных отказов, начала преследовать меня, лол.
Скрывшись от её взора, пройдя по мосту, кишащему обезьянами, я отправился на Патанский Дурбар. В Долине Катманду есть три площади, которые включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: площадь Дурбар в Патане (Патан — историческое название города Лалитпур), Дурбар в Катманду и Дурбар в Бхактапуре.

"Дурбар" в переводе с непальского означает "место дворцов", здесь так называют площади, на которых расположены старые королевские дворцы. Достраивались они на протяжении многих столетий, начиная с XII века, когда возвели основные дворцовые комплексы. Все они сильно пострадали от землетрясения 2015 года, многие постройки были полностью разрушены и позже восстановлены на средства ЮНЕСКО.

Неварская архитектура интересная, я такой ещё не встречал. Невары — это народ, издавна населяющий долину Катманду, основная культурная составляющая сформирована именно ими.

Так как фоткаю я как умственно отсталый — фотка из интернета

Детализация поражает: стиль резьбы по дереву абсолютно уникален. Тут очень низкие двери, чтобы при нападении враг не смог быстро пройти в здания дворцов. Также во внутреннем дворе тут имеется королевская баня, украшенная статуями многочисленных богов и богинь, окружённая змеями.

11 мая

Проснулся и отправился на Дурбар Катманду. Особенность этого Дурбара в том, что здесь обитает Королевская Кумари — телесное воплощение богини Таледжу. Как только наступает первая менструация, или случается другое кровотечение — богиня покидает тело девочки. Тогда избирается новая.


Кумари — единственная, кто имеет право поставить тилаку (красную точку на лбу при обрядовом посвящении) королю и которой поклоняется король.


Она выходит на балкон пару раз в день, как правило в 11 утра и 16 вечера. Фотографировать её строжайше запрещено, за этим пристально следят.


К 11 часам во дворе собралась толпа страждущих. Когда охрана убедилась, что никто не снимает, Кумари показалась на балконе буквально на минуту, снисходительно посмотрев на нас. Во дворе на эту минуту воцарилось благоговейное молчание. Возникло ощущение причастности к чему-то великому.

Наверное, самое время рассказать про кастовую систему в Непале. Как и в Индии, здесь присутствуют касты. Но система тут намного более сложная и часто зависит от этноса. Например, у непальцев одна схема, у неваров — другая. Но в целом кастовая система сейчас не так сильна: неприкасаемых сейчас даже берут на работу (раньше им оставалось только побираться). Но, конечно, кастовая дискриминация всё ещё сохраняется во многих аспектах жизни.


На практике принадлежность к кастам связывают с материальным благополучием, то есть бедных причисляют к неприкасаемым, а богатых — к высшим кастам. Забавно то, что иностранцы европейского происхождения, которые не индуисты, и должны поэтому причисляться к неприкасаемым, причисляются к высшим кастам. Однако когда речь идёт об отношениях, связанных с ритуальными действиями, с ними обходятся как с неприкасаемыми.

Здесь я обнаружил мини-музей, который входил в стоимость билета. Музей ни о чём, но во внутреннем дворе я наткнулся на криповый танец. Я так и не смог нагуглить что это за танец, но было в нём что-то первобытное. Минималистичное музыкальное сопровождение, вводящее в транс, криповые маски и иррациональные движения нагнетают прям чувство страха какое-то. Очень некомфортно себя почувствовал, но в этом и сила творчества — вызывать эмоции.

В целом все дурбары плюс-минус похожи. Ко мне снова пытался присосаться гид, но я сразу его отшил. Он дежурно спросил, откуда я, а потом начал говорить по-русски "дёшёво" и "недорого", но это ему не помогло.

Моя следующая остановка — ступа Боднатх. Это одна из самых больших ступ и одно из главных мест паломничества буддистов во всём мире. Она и правда оказалась огромной. Намного больше, чем Сваямбунатх. На самом сооружении нарисованы всевидящие глаза Будды под черными бровями, с третьим глазом мудрости. Нос в виде непальской цифры "1" — символ единства.


Когда я сидел на лавочке около ступы, до меня внезапно дошло, что ступы — это 3D-мандалы. Если посмотреть на сооружение сверху, оно как раз и напомнит знакомый рисунок мандалы. Очень круто. Походил вокруг, купил сувениров, и поехал отдохнуть домой.

Практически каждый таксист спрашивал откуда я. Все с энтузиазмом реагировали на Россию. Рассказывали как много тут русских. Один таксист сказал, что русского видно сразу, мол мы выглядим более грустно, чем европейцы, и плохо говорим по-английски. Но мой английский тут почему-то хвалили)) Хотя по ощущениям я сильно деградировал с последней поездки. Я спросил почему тут все так хорошо знают английский, на что таксист ответил, что непальцы часто работают гастарбайтерами за границей, поэтому английский там сильно пригождается. А так, они просто учат его в школе.


Пока ехал домой, словил какой-то мимолётный жизнеутверждающий вайб. Вот несешься на байке по ночному Катманду, уворачиваясь от всего и вся, глаза слезятся от пыли, повсюду суета и пахнет специями. В такие моменты понимаешь: вот она жизнь. Непал вообще заставил меня испытать много флешбеков из детства почему-то. Они какие-то эфемерные, я даже не понимаю, что их вызывает. Просто атмосфера слишком знакомая как будто. Ну и запах шариков от моли повсюду.
Вечером я всё же решил отведать местной кухни. Выбрал более менее приличное место. Заказал момо (местные пельмени), chicken sizzler (сковородка с курицей, макаронами и картошкой фри) и решил попробовать чай масала. Момо съедобные, но опять же зира в составе начинки всё портит. Масала не понравился: на вкус как обычный крепкий чёрный чай с послевкусием специй. А вот курица в самый раз.

Вышло меньше тысячи рублей, халява. Оставил немного чаевых, но меня догнали и сказали, что я забыл сдачу. На мой ответ, что это чаевые, меня долго благодарили, кек.

Интересно, что тут не то, чтобы сильно распространена культура стритфуда, как в Индии. Много забегаловок, кофеен, но прям на улице, ещё и в антисанитарии, практически не готовят. По ощущениям тут цивильнее, чем в Индии.

12 мая

Финальный день в Непале. Программа планировалась насыщенная. А вот погода подвела: весь день шёл дождь.


Первым делом я всё же решил попробовать снова купить марки, только уже в районном отделении почты. И внезапно у меня получилось.

Далее я поехал к Королевскому дворцу Нараянхити. Я не планировал заходить внутрь, тем более, что фоткать внутри запрещено, но так как начался ливень, я решил переждать его внутри. Купив билет, и сдав телефон на хранение, я был допущен внутрь. Повсюду вооружённая охрана.


Здесь в 2001 году принц расстрелял королевскую семью и застрелился сам.


Это событие пошатнуло монархию, и в результате в 2008 году Непал стал парламентской республикой с коммунистической партией во главе.


Дворец к моему удивлению оказался довольно интересным. Все дворцы, в которых я был, были довольно древними, и убранство там было соответствующее. Тут же царила эстетика 70-х-90-х годов. Роскошные комнаты с новейшими телевизорами Panasonic, магнитофонами Sharp, гаражи с советскими УАЗами, бары с кучей дорогого алкоголя, повсюду ковры из шкур животных, чучела животных на стенах, сады с птицами, тренажёрные залы. Местами интерьер напоминал СГУ)) Но в остальном совершенно новый вайб для меня.
Фото из Интернета

Дождь в итоге не закончился, пришлось вызвать машину и отправиться исследовать последний дурбар. Через примерно час мы прибыли в Бхактапур. Этот город был столицей королевства Малла с XIV по вторую половину XVIII вв. По сути был столицей Непала. Основную часть населения здесь составляют невары (у них даже язык свой), а не непальцы.


Дурбар Бхактапура больше всего пострадал от землетрясения 2015 года, поэтому здесь всё ещё много разрушенных зданий, которые перестраиваются или реставрируются. После всех землетрясений из 99 дворцов осталось только 6.
Дождь не думал заканчиваться, поэтому я быстро прошёлся по площади и с тем же таксистом уехал обратно в Катманду.

Напоследок прогулялся по улочкам столицы в поиске интересных кадров, а после поехал собираться в аэропорт.

В аэропорту меня ждала какая-то бесчисленная толпа людей. Причём даже не внутри, а снаружи. Я думал, что я тут и останусь. Но всё оказалось не так страшно: больше половины людей — это все поколения семей, приехавших на проводы. Так что до регистрации я добрался довольно быстро. В аэропорту заставили разуваться вообще всех, хотя обычно это участь людей с подошвой толще 1 см. А ещё из Непала нельзя вывозить рупии. Впрочем, меня это не остановило.
В аэропорту было столько различных народностей со всего мира. Поражает, насколько люди бывают разные, но при этом во всех нас есть столько всего общего. Моё главное впечатление после всех моих путешествий — это осознание того, что все эти люди со всех концов планеты могут понимать друг друга. Причём иногда даже без английского, и вообще без общения, чисто невербально.

Ну а я начинаю свой путь во Вьетнам.

Итог по Непалу

Непал меня ожидаемо разъебал. Это самое колоритное и самобытное место, где мне приходилось бывать. Это Индия на минималках. Индия здорового человека, я бы сказал.


Из минусов — очень грязный воздух: над городом постоянный смог. Ну и в целом мусор, он тут повсюду.

Несмотря на хаос вокруг, я чувствовал себя здесь безопаснее, чем во многих "цивилизованных" странах, где я был. В Мексике я чувствовал себя куда менее безопасно. К хаосу быстро привыкаешь: ты просто переходишь дорогу, а десятки байков и машин просто объезжают тебя. Это удивительно саморегулируемая система.


Непал — самая беспроблемная в плане коммуникации страна. Все вокруг говорят на английском. Акцент понятный. Английского я слышал больше, чем непальского. А ведь это даже не официальный язык, как в Индии.

Непальский улов

Тут я почувствовал абсолютную свободу. Вокруг все очень дружелюбные, я без проблем фоткал всё вокруг, не боялся, что меня ограбят. Здесь практически нет скама. Я думал, если под боком Индия — то на каждом шагу ко мне будут приставать и клянчить деньги, но нет, удивительно. Хотя страна очень бедная. Ну и, конечно, тут совершенно особенная и неповторимая энергетика. Я практически всё время находился в приподнятом настроении, что мне вообще несвойственно.


Очень душевно, обязательно сюда вернусь.

Вьетнам

13 мая


Четыре с половиной часа полёта до столицы Малайзии — Куала-Лумпура и ещё три с половиной до Ханоя. Летел Malaysia Airlines. Надеялся, что я не исчезну, и что меня не собьют ЗРК Бук.


Были варианты побыстрее и подешевле (с пересадкой в Бангкоке, например), но крюк через Малайзию был выбран из-за удобства по времени выселения/заселения и ночного перелёта.

Россиянам можно находиться во Вьетнаме 45 дней. При оформлении электронной визы — 90. Но работает визаран.


Забрал багаж, купил местных донгов и вызвал такси (благо здесь работает уже знакомый мне Grab). Интернет не заработал, что было очень неприятно, выручил Мегафон (и даже не списал с меня миллионы).

Апартаменты располагались в самом центре, но экстерьер не предвещал ничего хорошего. Поблуждал по каким-то подворотням, и в итоге всё же наткнулся на мою дверь. Апарты, кстати, топовые: даже проектор завезли. А ещё я наконец-то постирался и разобрался с мобильным интернетом.


Через полчаса подъехал Макс, с которым мы уже почти 2 года работаем в одной команде. Он живёт в Нячанге и прилетел в Ханой, чтобы потусить со мной.


Ханой стал столицей не так давно — с 1945 года, до этого это был город Сайгон (ныне Хошимин) — крупнейший город Вьетнама. Поэтому тут не то, чтобы много развлечений.

Первой нашей локацией стало Озеро возвращённого меча. Это, пожалуй, главная достопримечательность Ханоя. Название связано с легендой о возвращении королём Ле Тхай То меча волшебной черепахе после того, как меч помог ему одержать победу над китайскими захватчиками империи Мин. Ну и несколько черепах обитало в озере до недавнего времени.

С берега озера хорошо видно Башню черепахи (7 фото). Но посетить её не получится — моста к ней нет. А вот к Храму нефритовой горы есть. Храм возведен в XVIII веке. Ворота украшают иероглифы счастья и процветания. Внутри находится мумия огромной черепахи. Её вес — примерно 200 кг, умерла она в 1967 году. Вокруг озера гуляло много мужиков с оголенным пузом. Это тут такой способ показать свой достаток и познакомиться (не уверен, что работает). Китайцы тоже таким страдают.


Жмыхнуло

Когда гуляешь по Ханою — в глаза бросаются вывешенные на каждом столбе государственные флаги и флаги с серпом и молотом. Вьетнам (наряду с Китаем, Кубой, Лаосом и КНДР) – одна из немногих стран мира, которая декларирует приверженность социализму. Правда лишь декларирует, по факту здесь такой же капитализм, как и везде: все западные бренды на месте, продукты в изобилии, а по ночам тут и вовсе веет вайбами Паттайи. Но об этом позже.

При этом тут есть смертная казнь, и по числу казней в год Вьетнам остается одним из лидеров в мире. Часто можно увидеть пропагандистские плакаты, да и в целом очень много атрибутов Советского Союза, но это лишь ширма.


Отдельно надо упомянуть местную валюту — донги. Сложилось впечатление, что все банкноты были выпущены вчера: настолько они чистые и непогнутые. Цены тут измеряются в десятках и сотнях тысяч донгов. Поэтому при устном общении три нуля просто убирают и вместо "сто тысяч" говорят "сто". Это часто сбивало меня с толку. Я так и не привык к этим ценам. Обычно сразу понятно, вот тысяча рупий — это много, а тут чёт сложно. Почему бы не произвести деноминацию — загадка. Но тут я был миллионером, хех.

Макс к моему приезду собрал в подарок стопочку из всех возможных купюр в идеальном состоянии. Это было очень приятно, учитывая, что я в каждой стране собираю коллаж из местных денег. Я же ему привёз армянских драмов и несколько пачек "3 корочки".


Вечером мы пошли ужинать в местный ресторан. Найти тут цивильные места довольно сложно: традиционные забегаловки тут — это коморки с плитой и столиками на тротуаре.


Я попробовал аутентичный фобо. И могу сказать, что фобо в Армении мне нравится куда больше. Традиционный тоже неплох, но слишком уж он нейтральный: еле наваристый бульон, лапша, говядина и зелёный лук.

И здоровенные порции: в одном из ресторанов я пытался заказать фобо и что-то ещё, но меня отговорила владелица, мол ту мач. Она буквально спасла мне жизнь))


С английским тут так себе. Было очень трудно понимать их акцент, а они с трудом понимали мой. Этим вечером пришлось показывать пантомиму вилки, хотя было больше похоже на трезубец.


Также традиционно затестил КФС. И нашёл очень много приколов. Например, пасту в томатном соусе с курицей, или бургер с котлетой из креветки. Паста — топ, бургер — так себе. Также тут есть овощные салаты.


Ну а оставшийся вечер мы сидели у озера и наблюдали за крысами и тараканами, коих тут в изобилии, как и в Таиланде.

14 мая

С утра мы отправились к мавзолею Хо Ши Мина. Правда он уже был закрыт. Хо Ши Мин тут как у нас Ленин. Его тут почитают как символ борьбы за независимость. В конце Второй мировой войны он был одним из организаторов революции, в результате которой был свергнут марионеточный прояпонский режим. После чего Вьетнам оказался разделён на Северный — коммунистический и Южный — прозападный. Хо Ши Мин встал во главе Северной части. Ну а когда противоречия между двумя частям страны достигли пика, и началась Вьетнамская война, Хо Ши Мин объявил, что будет бороться и отказался от переговоров с США, которые воевали на стороне южан. Правда до конца войны и объединения страны ему дожить не удалось. Войну де-факто выиграли северяне и страна после объединения стала социалистической.


Мы прошлись по главной площади города, которая прям напоминает любую площадь в любом советском городе, и пошли гулять по улицам в поисках чего-нибудь интересного. Интересное нашло нас само. Нас остановил вьетнамец и начал фоткать. А потом стал требовать деньги за фотки. Классика. Фотки, кстати, такие себе получились, но зато бэкстейдж — отменный.

Наткнулись на памятник Ленину в парке имени Ленина. Ленин и пальмы — это очень странный контраст. Вокруг стоял оглушительный шум от цикад на деревьях. Причём, судя по громкости, деревья должны кишеть ими, но я не увидел ни одной. Климат тут жаркий и влажный, но по сравнению с Таиландом, это было очень терпимо.


Здесь тоже очень много байков на дорогах, но это уже не основной вид транспорта (по крайней мере в Ханое), как в Непале. Трафик довольно спокойный и упорядоченный (хотя в других городах, конечно, хаоса куда больше), даже скучно после Непала. Шлемы у водителя и пассажира — обязательны. В Непале, кстати, шлем обязателен только для водителя. Также тут есть метро, правда только одна ветка. Но и её мы не нашли: ни одной станции в центре замечено не было.


Что было неожиданно — правостороннее движение. Редкое явление для Азии. В Непале и Японии — левостороннее. Есть светофоры, но на них останавливаются не всегда. Переход дороги — такой же аттракцион, как в Непале: если будешь ждать, пока кто-то остановится и пропустит тебя — будешь стоять вечно, поэтому просто без задней мысли идёшь напролом, а тебя все объезжают, это норма. Поймал себя на мысли, что такая стратегия нравится мне больше, чем дожидаться светофора: экономит время.

Наткнулись на Hanoi Train Street — узкий кусок улицы, по которой несколько раз в день проходит поезд, а по обе стороны от рельсов расположились различные кафешки. Крайне популярное место среди туристов. Посещение этой улицы как раз было в моих планах. Однако поезд прибывал через полтора часа, поэтому мы решили пока наведаться в Музей военной истории Вьетнама, который находился в соседнем квартале.


Музей посвящён вьетнамской армии и военной истории страны. Тут можно увидеть разнообразную военную технику, а также узнать побольше о всех (довольно многочисленных) военных конфликтах, в которых участвовал Вьетнам.


Особенно интересна противотанковая ударная мина Ni05, которая выглядит как палка с тремя штырями. Я бы никогда в жизни не догадался что это. Мина доставляется к танку противника солдатом-камикадзе. Он несет мину на шесте длиной более полутора метров, вставленном в верхнюю часть заряда. Приблизившись к танку, камикадзе направляет ее в борт танка и бьет ножками мины по броне. Взрыв заряда приводит к пробиванию брони и уничтожению танка. В Ханое довольно много памятников военным, и почти в каждом присутствует солдат с этой миной.

На улице раньше была выставка самолётов, танков и прочей техники, но сейчас их увезли, остались только снаряды и памятник, собранный из покорёженного американского самолёта, который вьетнамцы сбили в 1954.


Также на территории расположена Ханойская цитадель и Ханойская башня (не эта).

Итак, Поездовая улица. Просто так туда не пройти — тебя просто не пустят. Нужно сначала закорешиться с каким-нибудь сотрудником одного из кафе. Это не составило труда: они сами поджидают своих жертв у ограждения. Мы уселись в одном из многочисленных заведений, заказали по напитку и ждали поезда. Народу было не так много, а вот к моменту прибытия поезда все места были заняты.


И вот слышится гудок поезда. Всех жёстко отодвигают от путей и следят, чтобы никто не приближался к рельсам. Сам состав проезжает неожиданно близко, сантиметрах в 30 от лица. Ощущения необычные — таких не испытывал прежде. Да и сама улица понравилась: ярко и насыщенно.


Через минут 10 начали ходить полицейские, свистеть и разгонять туристов. Вообще, я думаю, они тут в доле с рестораторами и на время проезда поезда закрывают глаза на запрет нахождения тут людей.

Вечером предстояло снова найти место для трапезы. На этот раз этим занимался я. Ну я человек простой: вижу на Гугл картах ресторан 4.9/5 — чиназес, сюда. Это было заведение, специализирующееся на утке. Утку я никогда не пробовал — самое время — подумал я.


И отправились мы на поиски. Найти удалось далеко не сразу. Заведение традиционно находилось глубоко в подворотне. Но найти ту самую подворотню оказалось непросто, ибо вывесок было нема. Через минут 10 мы уже сидели на втором этаже в сомнительного вида помещении. Когда нам принесли меню на листочке А4 и приборы, которые, скорее всего, мыли в каком-то тазу — стало страшно, но давать заднюю было уже поздно. Мы заказали две разные утки и стали ждать.

И тут приносят одну плошку с чем-то непонятным, похожим на омлет, вторую с чем-то похожим на драники, третью с непонятной зелёной жижей, четвёртую с какой-то острой жижей, пятую с зеленью, ну и плошку с рисом, конечно. Я решился попробовать что-то похожее на омлет. Это оказался нихрена не омлет, но было довольно съедобно. Было интересно, включено ли всё это богатство в цену (спойлер — да).


Типа того

А потом принесли утку на гриле. Она была толком не разделана: жилы, кожа, хрящи. Есть это было несподручно (господи, что мне 60 лет?). Чуть позже какая-то бабка подсунула ещё одну плошку с серой мутной жижей, каким-то мясом и чем-то похожим на яйца. Я попробовал мясо, это оказалась утка с ярким привкусом эстрагона. На вид это было отвратительно, но по вкусу это, пожалуй, самое вкусное, что было на столе. В общем, я толком ничего не поел, но воспоминания об этом ужине останутся надолго.


Позже к нам подошёл хозяин в форме Grab и предложил сфоткать его историю. Он когда-то был беспризорником, но однажды получил грант и открыл семейное заведение. Теперь он бизнесмен. На стене даже висит фотка его класса с Биллом Клинтоном.


В общем, Макс меня ещё долго троллил после этого вечера.

15 мая

Сегодня мы отправляемся в бухту Халонг. Акватория бухты раскинулась примерно 1500 квадратных километров. Здесь насчитывается около 3000 островов самых различных форм. Это одно из красивейших мест мира, входящее в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и одна из главных достопримечательностей Вьетнама.


Согласно легенде, бухта появилась благодаря благословению богов, пославших вьетнамскому народу защитников — драконов. Они плевались самоцветами, на месте которых образовались живописные острова, о которые разбивались вражеские корабли. Обломки последних превращались в скалы самых замысловатых форм. Поэтому "Халонг" с вьетнамского переводится как "место, где на землю спустился дракон".

Я в этом трипе решил сбалансировать самостоятельное посещение достопримечательностей покупкой туров. Это избавляет тебя от всех забот о передвижениях и покупке билетов. Халонг — это именно то место, где тур сработал идеально.

Рано утром нас подобрали у апартов и посадили в какой-то лакшери-автобус. Забираем остальных и пару часов едем до залива. В процессе гид (просит называть его Тигром) начинает представлять кто из каких стран в нашей группе. Россию он описал как самую большую страну с ядерным оружием и Путиным на медведе. Вообще как-то так приятно даже стало, что мою страну позиционируют как мощную и суровую.

Во время остановки у нас завязался мини-разговор с гидом. Он показал нам Путина и представил его как "handsome man". Сказал, что считает его сильным лидером, и что нам повезло с ним. Обсудили и войну, конечно. Потом разговор зашёл о русской музыке. Он показал нам популярную "русскую" песню во Вьетнаме. Это оказалась песня Rasputin от Boney M ¯\_(ツ)_/¯. На вопрос, знает ли он кто такой Распутин, гид ответил отрицательно.

Через 2 часа мы садимся на наш паром. Нас сразу же покормили, причём трапеза была довольно насыщенной: и морепродукты, и рыба, и курица. Еда входила в стоимость, а вот напитки надо было докупать.

После мы поднялись на верхнюю палубу и наслаждались видами вокруг. Нам повезло: погода была хорошей и дымки почти не было. Проплывали мимо скалы, изображённой на купюре в 200к донгов.

Пока я распластался на шезлонге, Макс кадрил какую-то хорни милфу с Филиппин. Она выдавала остроумные шутки, и контактировать с ней было довольно забавно.

Далее гид поставил нас перед выбором: либо каяки, либо общая лодка. Естественно, мы выбрали каяки, тем более, что стоили они копейки. Мы пришвартовались к одной из скал, нам всучили спасательные жилеты, и мы оседлали двуместный каяк. Опрокидываться не хотелось. Как раз кстати на пароме нам предложили купить водонепроницаемые чехлы для телефонов.
Это мой первый опыт каяков, да и гребли в целом. Опыт крутой. Без Макса это было бы не так весело. Мы проплыли через пещеру и оказались в мини-озере внутри скалы. Тут было прям мелко. Пару раз чуть не врезались в более крупные лодки. А на обратном пути устроили гонки с американцами на соседнем каяке. Правда американцы были не в курсе.

Успешно доплыли до причала и даже не перевернулись. Но жопа промокла, и руки забились сразу же.

Следующая остановка — пещера внутри скалы возрастом около 500 млн лет. Тут Тигр разошёлся в своих фантазиях и решил описать метафорично чуть ли не каждую скалу, спрашивая у нас, на что похожа та или иная глыба. Пещера раньше была заполнена водой, а теперь тут сделали подсветку и открыли для туристов. Своды поражали обилием сталактитов и сталагмитов всевозможных причудливых форм.

Под конец экскурсии гид в очередной раз спросил на что похожа эта скала. Мексиканец из нашей группы ехидно ответил "penis", милфа его поддержала. Все заржали, но гид всё же имел в виду большой палец.
Наша поездка подошла к концу. Нас отвезли в Ханой и высадили у самых апартаментов. Тур был идеальным: трансфер, хороший гид с чувством юмора и отличным английским, разнообразная еда и программа с различными активностями. И всё это за 3700 руб. с человека! День тоже был выбран идеально: весь день в Ханое был ливень, а в Халонге — солнечно.

Вечером мы вышли на прогулку. После 23 часов улицы довольно пустые, но активно спаунятся секс-работники и их сутенёры. Они подъезжают и сразу демонстрируют тебе всё, на что способны их подопечные, и вываливают весь прайс. Причём часть из промоутеров — люди в форме Grab: днём они обычные таксисты, а ночью они подрабатывают зазывалами согрешить. Причём они даже формы таксиста не снимают, лол. Но до ночной жизни Паттайи тут, конечно, далеко.

Ещё одна удивительная и необъяснимая вещь, на которую мы наткнулись — это стена. Просто стена в центре Ханоя, около которой каждый день и каждую ночь ажиотаж: на фоне неё перманентно фоткаются азиатки и азиаты. У нас не было ни единой догадки, что это, обычное здание, ничего интересного. В итоге мы всё же подошли спросить, на что нам ответили мол "стена красивая". Но чёт верится слабо))

16 мая

Ранний подъем, чтобы всё же успеть в мавзолей. Вокруг было многолюдно. То ли мы попали на какой-то праздник, то ли тут каждое утро так. Но 19 мая отмечается день рождения Хо Ши Мина, возможно, тут это многодневное мероприятие. Все в национальных костюмах, простолюдины в нонлах (конических азиатских шляпах), очень много детей.


Мы встали в очередь и довольно быстро оказались внутри. Таблички о том, что пользоваться телефонами нельзя, висят тут во всём квартале. Разговаривать внутри тоже запрещено. Дресс-код — никаких шорт и маек.


В полутьме лежит Хо Ши Мин. Его бальзамировали советские специалисты, а поддерживать тело в удобоваримом состоянии помогают российские. Ну, Хо Ши Мин как Хо Ши Мин, ничего особенного.


Дети выглядели счастливыми и при виде камеры махали руками и всячески позировали. Вообще народ тут очень открытый, простой и дружелюбный. Фоткать тут было одним удовольствием.
В процессе прогулки наткнулись на даосский храм Куантхань. Он посвящен божеству Чжэнь-у и имеет внутри его 9-тонную статую. Во Вьетнаме популярен обряд сжигания вещей и в особенности денег. Люди верят, что всё сожжённое получат умершие родственники на том свете. В этом храме есть специальные печи для этого. А ещё статуи божеств окружены бутылками с алкоголем и множеством упаковок с вкусняшками. Иногда складывалось ощущение, что попал не в храм, а в Duty Free.

Я не шарю в даосизме от слова совсем. Если какое-то представление о синтоизме и буддизме я ещё имею, то даосизм для меня — тёмный лес. Но храмы всех этих трёх учений похожи друг на друга. Тем не менее у всех есть отличительные особенности и обычно всегда можно понять, что за храм перед тобой.

Вообще вопрос с религией во Вьетнаме — сложный. По статистике большинство населения неверующие. Но, как правило, здесь распространены местные верования типа культа предков, о котором я писал выше. Независимо от индивидуальных религиозных предпочтений и политических взглядов вьетнамцы почитают память умерших и считают это своим священным долгом. Но его проявления очень различны и зависят от местности и конкретной семьи.


Алтарь в магазине
Во многих зданиях имеются семейные алтари, где стоят свечи, благовония, фрукты, любимые блюда покойных, украшения и т.д. А в канун вьетнамского Нового года вьетнамцы преподносят духам подарки: модельки автомобилей, мотоциклов, мобильных телефонов, пачки ритуальных денег.

Конечно, здесь распространён буддизм. Здесь его не так много, как в соседних странах, но всё же. Я заметил, что буддизм идеально вклинивается в любое другое учение. Везде, где популярен буддизм, он всегда намешан с чем-то ещё. Но об этом я подробнее расскажу в статье про Японию.
Наша следующая остановка — Пагода Чанкуок. Это священное место для буддистов. Представляет собой 15-метровую ступу (да, пагода — это разновидность ступы), состоящую из 11 ярусов. На каждом этаже во всех сторон стоит маленькая статуя Будды. А внутри хранится его золотая статуя. На территории расположился храм, в котором мы стали свидетелями какого-то крипового обряда. Место очень умиротворяющее и поистине живописное.

Далее стояла задача перекусить, но пришлось потрудиться, чтобы найти работающее кафе. Во Вьетнаме есть своя сиеста. С 11 до 13 очень многие заведения закрыты, а вокруг полно спящих вьетнамцев — они лежат прямо на байках. Но всё же мы нашли кофейню.

Кстати, во Вьетнаме до сих пор распространено поедание в пищу собак. Сейчас этого, конечно, сильно меньше, но на рынках всё ещё можно найти прилавки. Я как-то даже наткнулся на что-то похожее на собачью голову на гриле. Причём по статистике балуются этим тут больше, чем в Корее, про которую сложился устойчивый стереотип.

Традиционно посетил почту и купил марок. Почта тут унаследовала от Почты России продуктовые прилавки. Тут, например, мы нашли в продаже вполне легитимное российское подсолнечное масло Слобода.
Ну и последняя на сегодня достопримечательность: обломки американского бомбардировщика B-52, сбитого 27 декабря 1972 года. Один из его фрагментов остался в озере Хуу-Тье. Вообще ничего не предвещало: обычный спальный район, где нет ни одного туриста, а дети спокойно рыбачат в этом же зелёном озере.

Пока мы ехали обратно, у нас завязался диалог с таксистом, который внезапно начал говорить с нами на чём-то, напоминавшем русский язык. Оказывается он учился несколько лет в школе в России, пока его батя работал в Астрахани. Выговорить слово "Астрахань" стоило ему титанических усилий. Забавно получалось у него слово "риба".

Во Вьетнаме очень любят Россию. Называют её старшим братом. СССР сильно помогал в войне против американцев, а многие вьетнамцы приезжали в Союз на работу. Поэтому русский тут пожилое поколение ещё помнит. Даже внезапно продавщица в продуктовом около наших апартаментов стала говорить цены на русском.

В поисках сувениров мы попали на свадьбу. Приглашённые взрывали хлопушки с конфетти над проезжающими водителями. Получились шикарные кадры.


В этом трипе я решил сделать полноценные видео для Ютуба, а не вертикальные огрызки для Инсты. Активно снимал в замедленном режиме. Правда, качество такой съемки оставляет желать лучшего.

Пока я побирался по магазинам и снимал шумные улицы, встретил ту самую милфу из Халонга. Проходя мимо, она буднично спросила "What are you doing here?" и продолжила путь.

Так как это азиатский трип, я взял с собой карту UnionPay от Газпромбанка для теста. За границей сейчас работают карты UnionPay только Газпромбанка и Россельхозбанка. И во всех магазинах, где принимают UnionPay, она без проблем сработала. Продолжим эксперимент в Японии.

Ну а напоследок я отправился на массаж горячими камнями, так как у меня осталось много налички, которую надо было тратить.

Итог по Вьетнаму

Если честно, я не ожидал от Вьетнама чего-то интересного. Ожидал плюс-минус Таиланда. И в целом так и есть, но вайб всё же другой. Вьетнам победнее, поскромнее. Здесь такая же расслабленная атмосфера, такие же позитивные и дружелюбные люди. Флаги с серпом и молотом добавляют необычности сей локации. Мусульманскую азиатскую страну я уже видел, а вот псевдо-коммунистическую — ещё нет.

Вьетнамский улов

Ханой — не самый интересный город Вьетнама, но всё же в нём оказалось достаточно колорита, чтобы выделить эту страну из всех азиатских, где мне удалось побывать. Круто. Азия пока не разочаровывает. Ну и спасибо Максу, что внёс свой вклад. У нас сразу же сложился максимальный коннект, как будто мы знакомы уже вечность. Без него эти четыре дня были бы намного скучнее.


Ну а я отправляюсь туда, ради чего всё затевалось — в Японию.


Итог всей поездки и финансовая составляющая будет в японской статье.