2024

Япония

17 мая — 31 мая

Это вторая часть статьи о путешествии Непал-Вьетнам-Япония. Настоятельно рекомендую ознакомиться сначала с первой частью. Также не рекомендую читать мои статьи с мобильных устройств: на десктопе оформление куда богаче и разнообразнее, а адаптив для мобилок оставляет желать лучшего.


Япония входит в список моих самых желанных стран (наряду с КНДР, Австралией и ЮАР). Долгое время она оставалась несбыточной мечтой, а в 2023 я решил, что пора ехать. Но для начала нужно было получить визу.

Февраль

В ноябре я запланировал вылазку в Россию, пока не прошли президентские выборы. Во-первых, повидаться с семьёй, поделать всякие бюрократические дела, ну а во-вторых, собственно, податься на визу. В феврале я прилетел на три недели, одна из которых была уготована для Москвы.


Податься на визу можно максимум за 3 недели до поездки. Даты были подобраны впритык, но проблем возникнуть не должно было. Список документов стандартный: загран, две копии визовой анкеты с фото, копия внутреннего паспорта, программа пребывания (поэтому детально планировать свой маршрут я начал ещё в конце 2023), выписки со счетов, оплаченные авиабилеты и жильё (если нет зарубежной карты) или их брони и выписка с зарубежной карты (свою зарубежную карту я пополняю только по мере надобности, поэтому я не стал запариваться и просто купил все билеты).

На сайте посольства всё максимально подробно расписано, даже в каком порядке складывать документы. Также я оформил страховку, как и всегда. На тот момент у меня были куплены только билеты в Японию и обратно. Причём билет в Токио у меня был из Ханоя, поэтому он обошёлся всего в 23к рублей. Обратно, конечно, дороже — в 94к.


Японская виза — одна из самых лёгких в получении. Делается она 4 рабочих дня, включая день подачи и выдачи. Если ты хоть немного соображаешь и умеешь читать — виза у тебя в кармане, процент отказов очень низкий.


Я забронировал жильё в Москве в нескольких сотнях метров от японского посольства, и в понедельник 26 февраля отправился подаваться. Пришёл за полчаса до открытия, а там уже огромная очередь. Но двигалась она довольно быстро: минут через 30 я после всех досмотров был уже в посольстве. Взял талончик и сел ждать. Народу было огромное количество. Уже в посольстве я начал ощущать японский вайб: стены обклеены аниме-плакатами, а вокруг инструкции на все случаи жизни. Правда по телевизору почему-то крутили Военную тайну по Рен-ТВ.


Часа через полтора наконец подошла моя очередь. Я отдал в окошко документы, их проверили, забрали загран и выдали уведомление на получение визы в четверг.


В четверг я пришёл и практически без очереди забрал загран с визой. Всё.

Я был крайне приятно удивлён чёткостью работы японского посольства. Это вам не ссаный Шенген, когда тебя могут промурыжить несколько месяцев, причём одному богу известно сколько именно, а потом ещё и откажут.


Вообще в посольстве в Москве можно было попытаться получить сразу мультивизу на 3 года, написав сопроводительное письмо. Японцы очень лояльны в этом плане, но рисковать я не стал, да и не собираюсь я в Японию в ближайшие три года. Поэтому мне дали под даты поездки — на 15 дней. Причем виза действительна со дня выдачи, так что в теории можно было поехать хоть завтра.

17 мая

Летел в Токио я на вьетнамском лоукостере — VietJet Air. У меня было выбрано место, но при регистрации на рейс оно куда-то испарилось, и мне назначилось место, которого вообще нет в самолёте. На стойке я спросил, а что собственно происходит, после чего мне назначили новое место справа впереди самолёта. Не люблю я летать справа, но ладно. Зато соседей у меня не было.


Пятичасовой перелёт без еды, и я приземляюсь в аэропорту Нарита в Токио. Меня сразу встретила стена с покемонами. А ещё куча бумажек, которые надо заполнить. Сначала карточка прилёта. С ней я направился к паспортному контролю. Там мне наклеили ещё одну наклейку в паспорт (зачем? есть виза, ну наклей ты на неё, так паспортов не напасёшься). Никаких проблем с пересечением границы не возникло. Гостеприимство японцев чувствуется сразу же: ещё на подходе к кабинкам с пограничниками стоит дедок с табличкой и направляет туристов.

Дальше — таможня. Обычно есть красный коридор — для тех, кому есть что декларировать, и зелёный — кому нечего, и ты просто идёшь в зелёный. Тут же сначала надо заполнить таможенную декларацию. Причём если ты в своей декларации отметил, что декларировать тебе нечего — никакого сканирования твоего багажа не проводится. Хотя таможенные правила тут жёсткие: никаких продуктов, никаких растений и т.д. Об этом тут тебе также напомнят дедки, которые стоят через каждые 100 метров с табличками.


Далее — покупка йен. Тут тебе дают ещё одну бумажку, в которой ты в третий раз заполняешь одни и те же данные. Сотрудник при принятии моих долларов и паспорта кланялся и всячески источал вежливость. Около окошка стояла коробка с милыми оригами, которые можно просто взять и улучшить себе настроение, я взял Пикачу. Очень мило.


Деньги тут не принято передавать из рук в руки: для этого есть специальный лоток, или же вообще автоматические машины, в которые загружаешь деньги и получаешь сдачу. Либо то, либо другое есть здесь практически в каждом магазине.

Всё, граница пройдена, деньги поменяны, остаётся всего-ничего — добраться до дома. Если обычно я просто прыгаю в такси и за полчаса-час доезжаю до апартов, тут это целый квест. Который высасывает из тебя последние силы.


Такси в Японии очень дорогое, и рядовые японцы им пользуются крайне редко. Основной вид транспорта тут — поезда. На них можно добраться практически до любой точки Японии. Поэтому мне предстоял путь до дома на метро. А метро тут — это сущий ад. Я буду ещё много раз это повторять, потому что это реально так. Я много раз прорабатывал путь из аэропорта в город, но это мне вообще не помогло.


Спасительная бумажка

Нужно было сесть на специальный поезд — Skyliner, который идёт из аэропорта в город. А мне нужна была ещё и пересадка. Билет можно было купить через автомат, но, подойдя к нему, я понял, что ничего не понимаю. Я обратился к сотруднику, назвал ему станцию назначения, он достал огромную таблицу с цифрами и моментально выписал мне билет и инструкцию, где мне нужно пересесть, когда отходят нужные мне поезда, в том числе на станции пересадки, и даже время, когда я прибуду на место.

И сделал он это как ниндзя: отточенными и резкими движениями, ещё и сдачи насыпал. Я уверен, он бы это и с закрытыми глазами сделал. Штош, стало понятнее, но всё ещё в голове был полный хаос.


Ах да, Интернета у меня тоже не было)) Меня снова выручил Мегафон, но пользовался я им очень ограниченно. Я заранее оформил японскую e-sim, но я не до конца её активировал, поэтому сразу она не заработала.


Я с этим билетом подхожу к турникету, не понимаю куда этот билет совать, просто прикладываю и прохожу. Ориентировался я исключительно по времени, которое было написано на спасительной бумажке. Сажусь на поезд, даже правильно пересаживаюсь, доезжаю до своей станции, снова не понимаю, что мне делать с билетом, снова прикладываю его и просто прохожу, а дальше иду ещё километр до своих апартаментов и вуаля — я на месте. Путь занял ПОЛТОРА ЧАСА.

Апартаменты крошечные. В Японии, как правило, квартиры маленькие, как собственно, и сами японцы. Первое ощущение — полнейшее непонимание как вообще пользоваться бытовыми приборами. В том числе унитазом, лол. Благо около каждого устройства заботливо прикреплена инструкция на английском. Розетки тут американского типа. Переходник я купил ещё в Мексике, правда здесь докупил второй для удобства. Здесь вообще ВСЁ по-другому. Начиная смесителем, заканчивая оплатой в магазине.


Сходил в 7/11 закупился ништяками. 7/11 — мой любимый магазин ещё с Таиланда. Круглосуточные магазины тут на каждом шагу, что очень приятно. На кассе тут всегда можно найти пачки с карточками Покемонов. Ещё местный прикол — на упаковках всегда присутствует изображение товара в натуральную величину. Пруф на фотке ниже.

Затестил Uber Eats — работает. Роллов тут, кстати, нет. Вообще. Только суши и маки. Сворачивают хуже, чем в России. В большинстве ресторанов с суши одно и то же меню с минимальными отличиями. Соевого соуса кладут две капли, напитков вообще практически нигде нет в меню доставки. Кстати, именно ради этой поездки я научился есть палочками.


Часовой пояс тут UTC+9:00. То есть плюс шесть часов от Москвы. Заметил, что жить в будущем мне намного комфортнее и понятнее, чем в прошлом (как в Мексике).


Ну а перед тем как лечь отдыхать я залез в ванну, которая в два раза меньше меня. Пока абсолютно не верится, что я В ЯПОНИИ.

18 мая


Первым делом я пошёл получить свой проездной на 3 дня, который я оформил заранее. Получить его можно не на всех станциях. Нужно было найти специальный автомат. С помощью сотрудников метро я его нашёл и таки получил свой проездной. И тут то до меня дошло, что билеты надо опускать в специальную щель в турникете, потом пройти через турникет и забрать свой билет. Турникеты тут по умолчанию открытые, поэтому вчера я без проблем через них прошёл по сути зайцем))

Моей первой достопримечательностью стала визитная карточка Токио — Tokyo Tower. Билет был куплен заранее. Путь к ней лежал через парк буддистского храма Дзодзёдзи. Здесь я набрёл на множество странных фигурок в красных шапочках и слюнявчиках с игрушками-вертушками. Как нетрудно догадаться, это дети. А точнее Дзидзо — божество, которое является покровителем детей и странников. Его статуи могут иметь разную форму, но в данном конкретном случае это форма ребёнка. Дзидзо защищает души умерших и нерождённых детей. В японских верованиях считается, что души детей, умерших раньше своих родителей, не могут перейти через реку в загробную жизнь. Они остаются на берегу реки, и им приходится складывать башенки из камней в качестве наказания. Тогда приходят демоны, чтобы попытаться разрушить эти башни, и именно в этот момент появляется О-Дзидзо-сан, чтобы спасти детей и спрятать под своим одеянием от злых духов. Затем он заботится о детях как опекун вместо их родителей. Также Дзино оберегает путешественников, поэтому его статуи часто можно встретить на обочинах дорог.
Итак, Токийская башня. Это телевизионная башня красного цвета высотой 332,6 метра. Сейчас, скорее, выполняет роль достопримечательности, ибо сильно устарела и для передачи цифрового сигнала не годится. Персонал — милые девушки в шляпках, которые кланяются и мило по-анимешному разговаривают.

Японский язык не тональный (слава богу), как тот же вьетнамский. Тональные языки — это кровь из ушей. Китайский — топ 1 по мерзости. Тем не менее, интонационные приколы тут присутствуют: японцы любят поднимать и тянуть окончания, например (вроде бы это считается вежливым тоном).

Ну так вот, мы поднялись наверх, там нас угостили зелёным чаем, я заценил вид и прошёлся по стеклянному полу. Вообще я не фанат всяких башен и небоскрёбов, потому что вид с них всегда одинаковый и всегда довольно беспонтовый. Как и в этот раз. Но галочка поставлена.
А далее я отправился в Покемон центр. Наконец-то я оказался на родине Покемонов и мог ни в чём себе не отказывать.

Вокруг стеллажи с тоннами самых разных Покемонов. Я набрал целую корзину и полчаса отстоял в очереди. На кассе увидел, что принимается UnionPay, что я и проверил. И оно работает: я оплатил в Японии картой, выпущенной в России, сюр. А ещё из итоговой суммы вычли налог, так как я иностранец. Я сэкономил около 1500 рублей. Вообще tax free магазинов тут много, но везде есть минимальная сумма покупки, чтобы тебе вычли налог. Рядом было еще и Покемон-кафе, но туда была огромная очередь.
На этот день у меня были запланирована ещё поездка к канализационным люкам с покемонами, но я так утомился от всех этих передвижений, что вечером выполз только пройтись по магазинам около SkyTree, я обитаю недалеко от неё. Практически в каждом продаётся что-то милое. У всего тут есть какой-то маскот.

Токио — один из самых безопасных городов мира. А во многих рейтингах он занимает первое место. При том, что Токио и окрестности (Большой Токио) является самой населённой агломерацией на планете. Тут проживает более 38 миллионов человек.
Я ни разу не ощутил тут какой-то опасности, даже минимально. Японцы следуют правилам всегда и везде. Я даже на эти 2 недели отучился смотреть по сторонам при переходе дороги. Тут не воруют. Любую потерявшуюся вещь можно найти на том же месте в целости и сохранности. Я спокойно ходил ночью по улицам.

Ночью тут, кстати, ОЧЕНЬ тихо, я бы сказал пугающе тихо. Как будто люди дома вообще ничем не занимаются, как будто людей в домах даже нет, хотя свет горит.

19 мая

Хитокагэ
Дзэнигамэ
Фусигиданэ
Утром я отправился искать канализационные люки с Покемонами. Многие люки тут — произведения искусства. Иногда просто идёшь по улице и внезапно натыкаешься на какой-нибудь разукрашенный. Ехать мне до них пришлось полтора часа на трёх экспрессах (а экспрессы останавливаются далеко не на всех остановках, как обычные поезда).

Я оказался в большом парке в городе Матида (префектура Токио). Парк был очень зелёным, практически лесом. И в этом массиве мне нужно было отыскать три люка. Побродив около 40 минут, я таки нашёл их всех.

Подобные люки разбросаны по всей Японии и найти их местоположение можно через специальный сайт. Помимо Покемонов, существует ещё множество других аниме и игр со своими коллекциями люков. Кстати, японские названия почти всех покемонов отличаются от их интернациональных аналогов.
Когда я готовился к поездке, в моих планах было посещение музея студии Гибли, но именно в эти две недели он оказался закрыт, поэтому пришлось менять планы.

Далее я отправился в храм Мэйдзи — главное синтоистское святилище Токио. Это огромная территория, на большей части которой располагаются сады, а в центре сам храм. Синтоистские храмы очень аскетичны, и в них обычно нет ничего интересного. Здесь я наткнулся на свадьбу и собрал комбо — 3 свадьбы в трёх странах подряд. Храм был построен в 1920 году. В ходе Второй мировой войны здание было уничтожено, но вскоре после установления мира отстроено заново.
Синтоизм является основной религией в Японии. Это, скорее, учение и образ мышления, нежели полноценная религия. Основой Синтоизма — это вера в различных божеств. Или в ками. Это духовные сущности, которые населяют всё, что окружает человека. Они могут обитать как в одушевленных, так и в неодушевленных предметах, также они могут управлять природными явлениями или олицетворять отдельные её элементы. Причём ками не являются воплощением добра или зла, они просто олицетворяют всё сущее. Помимо окружающих нас бесчисленных безымянных ками, есть и вполне определённые. Например, Инари, предстающей в образе лисицы, — божества плодородия и изобилия. Считается, что Инари зимует в горах, а весной спускается в поля и помогает людям растить и собирать урожай.

В отличие от Буддизма (второй по популярности религии Японии), у Синтоизма нет основателя или какого-то священного писания, и определить точное время его зарождения невозможно. Это результат развития анимистических верований древних народов, когда-то проживавших на территории Японии.
Синтоистский храм Хэйан в Киото. Фото из будущего.
Храм в Синтоизме вместе с прилегающей территорией называется Дзиндзя. Неотъемлемой частью любого святилища являются алтарь для подношений и ритуальные врата — тории, которые отгораживают святыню от внешнего мира. Это место, где обитает ками, и где в честь него совершают различные ритуалы. Для храма обязательным является наличие синтая — физического объекта, в котором обитает божество. Обычно синтай, являющийся главным священным объектом храма, хранится в главном здании и скрыт от людских глаз. Однако часто в качестве синтая выступают природные объекты, такие как гора или водопад, рядом с которыми построено святилище. На сегодняшний день в Японии начитывается более 85 тысяч синтоистских храмов.

У входа в святилище обычно находятся павильон для омовения рук и рта, и похожие на львов статуи-стражи — комаину. После омовения верующие направляются к залу для молящихся, где поклоняются ками и проводят церемонии. За ним может располагаться зал подношений, куда могут входить только священники, а далее — главное святилище, где хранится воплощение ками — тот самый синтай. Это помещение закрыто для всех, даже священники заходят туда только в редких случаях для проведения самых важных ритуалов.

Эма

В синтоистских и буддийских храмах в Японии часто можно встретить маленькие деревянные таблички размером с ладонь — эма. Обычно они пятиугольной формы. Сейчас на одной стороне эма обычно изображают животное года или символ, связанный с храмом, где получена табличка. На другой стороне пишут своё имя, адрес и личную просьбу к ками. Эма также используются для обращений к умершим предкам. Таблички вешают на специальный столб в храме, а в Новый год их сжигают.

Рядовой визит в храм проходит так: прихожанин должен бросить несколько монет в специальный ящик для денежных подношений, после чего один или два раза поклониться, дважды хлопнуть в ладони, попросить ками о желаемом и ещё раз поклониться. При этом больные, раненые, а также пребывающие в трауре не могут посещать храм.

Синтоистские и буддийские храмы развивались параллельно, часто располагаясь на соседней или вообще на одной территории. В результате взаимопроникновения двух религий можно было найти буддийские изображения в синтоистских храмах, а синтоистские элементы, например тории, в буддийских. Поэтому Буддизм широко проник в Синтоизм и смог хорошо с ним ужиться, так как у этих учений есть много общего. Большинство современных японцев даже не задумываются об их различиях, и воспринимают этот синтез как единую религию.

В целом, отношение японцев к религии существенно отличается от отношения к религии в западных странах. Оно проще и даже несколько атеистическое. Во многом это про отношение к природе.
Ладно, умиротворились, пора отправляться на самый загруженный перекрёсток на планете — Сибуйский. Народу — тьма. Пару раз перешёл туда-сюда, поднялся в знаменитый Старбакс и снял всю эту вакханалию сверху. Рядом находится статуя Хатико, к которой стоит бесконечная очередь, чтобы сфоткаться.

Рядом с перекрёстком я наткнулся на какой-то масштабный праздник, где тысячи японцев в национальных костюмах танцевали танцы. Аутентично вышло.

Сибуйя — крайне оживлённый деловой район. Повсюду разъезжают промо-машины, из которых доносится японская попса (местный k-pop). Тут несколько звукозаписывающих студий, у дверей которых толпятся юные японки в ожидании своих идолов, а также много музыкальных магазинов, где их творчество можно купить. Я обошёл, наверное, все подобные заведения и прикупил себе несколько дисков. Заметил, что в Японии очень популярен британский прог-рок, удивительно.

Пока Япония идёт прям туго. Очень сильно устаю и ничего не успеваю. Абсолютно не чувствую себя мобильным из-за невозможности вызвать такси. Вечер пока вообще не использую из-за заёбанности, ну и закрывается тут всё рано.

20 мая

Первым делом я отправился покорять Tokyo Skytree — новую телевизионную башню, пришедшую на смену Tokyo Tower. Она почти в два раза выше своего предшественника — 634 метра. Это делает её самой высокой телевизионной башней в мире и третьим по высоте сооружением в мире. Первые два — Бурдж-Халифу и Мердеку 118 — мне тоже довелось увидеть здесь и здесь.

Я поднялся на две смотровые площадки на высоте 350 и 450 метров, где снова нашёл стеклянный пол. Но в остальном ничего особо интересного. Больше интересного вокруг башни — торговые центры и магазины. Например, магазин по произведениям Миядзаки, которого я очень люблю.

Далее я посетил самый старый буддийский храм в Токио — Сэнсо-дзи. Прежде, чем оказаться на его территории, нужно пройти через улицу, усеянную торговцами. В конце расположена массивная курильницы для благовоний. Посетители буквально купаются в дыму и подгребают его к себе руками — считается, что он исцеляет раны и улучшает состояние тех частей тела, которых касается. По соседству расположилась пятиярусная пагода Годзю-но-То, несколько малых храмов и очаровательные небольшие сады. В одном из них находится самый старый каменный мост и древнейшая деревянная постройка в Токио — Роккаку-до.

Храм находится неподалёку от Skytree, поэтому я словил кадры, на которых запечатлены обе достопримечательности.
В Японии очень замкнутые люди, дорожащие личным пространством. Плюс тут распространены сексуальные домогательства и скрытое фотографирование. Поэтому мне было очень дискомфортно фоткать людей, я чувствовал, что это не слишком культурно. Обычно в любой стране, куда я приезжаю у меня есть какие-то контакты с местными (в основном таксистами), но тут я не пользовался такси (думаю, там бы стояла гробовая тишина), а люди не горели желанием контактировать, это прям напрягало. Меня как будто не замечали, на меня даже не смотрели, когда я проходил мимо.

Но один контакт всё же состоялся. Причём совершенно внезапный. Стою я жду светофор, никого не трогаю, и тут ко мне подходит японка с собакой и спрашивает, что значит надпись на моей футболке (Holy crap, what's happened?). Мы немного поговорили. Я спросил, как в Японии относятся к русским, она сказала, что не очень, из-за войны. А она в свою очередь спросила, правда ли, что в России мы держим дома медведей в качестве домашних животных, лол. Когда я ответил отрицательно, она очень удивилась и долго не могла поверить. Также мы затронули тему закрытости японцев, она подтвердила, что именно из-за этого многие японцы, а особенно японки, носят маски. Но не только поэтому. Японцы — трудоголики и болеть им непозволительно, а маска, по их мнению, снижает риск заболеть. Также я спросил, правда ли, что в Японии плохо знают английский. Она сказала, что английский знает большинство молодёжи, так как его преподают в школе и универе.
Мне толком не удалось проверить уровень их владения английским. Японцы до последнего будут разговаривать с тобой на японском. В магазинах, в метро, в кафе, везде. Но это, скорее, они разговаривают с собой. Обычно это какие-то жесты, сопровождаемые японскими инструкциями, которые делаются на автомате. Но по жестам и интонации практически всегда понятно, что от тебя хотят. А когда дело доходит именно до диалога, то тут включается английский.

Японцы чрезвычайно вежливы. Они постоянно кланяются и демонстрируют своё уважение всем, с кем взаимодействуют. Поэтому сервис тут очень комфортный. И никаких чаевых, это здесь считается оскорблением.

Ещё фанфакт. Я был наслышан, что у смартфонов, предназначенных для японского рынка невозможно отключить звук затвора камеры при фотографировании. И, как показали мои наблюдения — это правда. Причина, думаю, понятна.

Ну а мой сегодняшний день подходит к концу. Прогулялся по музыкальным магазинам поблизости, поужинал и отправился отдыхать. Расстояния тут огромные, везде толпы народа, метро переусложнено, поэтому утомляемость дикая.

21 мая

День начался с похода на почту за марками. Я выбрал ближайшее к моим апартам отделение. Таких почтовых отделений я ещё не видел: оно пестрело милыми фигурками, оригами и наклейками. Я выбрал кучу самых разных марок, а в подарок мне дали блокнот и конфетки. Ну и дежурно спросили откуда я. Всё очень вежливо и приятно. Оплатил я, кстати, тоже UnionPay.

А после я отправился в Музей цифрового искусства teamLab Planets. TeamLab — творческое объединение из Токио, создающее одни из самых впечатляющих и технологичных цифровых инсталляций. Выставки, помимо Японии, представлены и во многих других странах по всему миру.

Все залы посещаются только босиком, поэтому перед входом нужно разуться. Далее проходим через тёмный коридор с уклоном, с которого стекают потоки воды, таким образом ноги становятся относительно чистыми и можно приступать к основной экспозиции.
Первый зал — The Infinite Crystal Universe. Тут ты попадаешь в окружение зеркал и светодиодных лент, которые имитируют кристаллы и отражаются бесчисленное множество раз в зеркалах. Цвет светодиодов постоянно меняется и синхронизируется с музыкой на фоне, темп всего действа тоже меняется. Это вводит в какое-то подобие транса.
Следующая зона — Drawing on the Water Surface Created by the Dance of Koi and People - Infinity. Это просторное помещение, где ты ходишь практически по колено в воде, на которую проецируются разноцветные карпы в огромных количествах, которые плавают туда-сюда. Это, пожалуй, самый необычный зал, который меня впечатлил.

Переходы между зонами тоже необычные: материал поверхности пола часто меняется, и это не позволяет расслабиться. Хождение босиком и правда сильно бафает экспириенс, как-то чувствуешь себя одним целым с окружающей средой.
Expanding Three-dimensional Existence in Transforming Space. Здесь всё просто: вокруг тебя огромные шары, которые переливаются разными цветами, синхронно с музыкой. Причём в некоторые моменты они сливаются с фоном и никаких шаров вообще не видно.
Floating in the Falling Universe of Flowers. Здесь просто ложишься на пол и залипаешь в бесконечно распадающиеся на лепестки цветы на потолке и стенах. Как будто летишь сквозь Вселенную. Залипательно.
Дальше выходим в сад, тут две экспозиции. Первая — Moss Garden of Resonating Microcosms - Solidified Light Color, Dusk to Dawn. Здесь в окружении мха находится множество зеркальных сферических объектов. Ночью они подсвечиваются и отражают свет.
Вторая — самая популярная в соцсетях зона музея — Floating Flower Garden: Flowers and I are of the Same Root, the Garden and I are One. Представляет из себя зеркала вокруг и свисающие сверху живые цветы. Людей запускают пачками минут на 5. Ожидал большего на самом деле. Красиво, но не так пышно, как я бы хотел. Да и времени довольно мало, чтобы поймать годные кадры, но оно понятно — желающих слишком много. Цветы в начале, кстати, довольно пугающе движутся сверху-вниз, как будто перед тобой что-то живое и кишащее всяким.
Музей меня впечатлил, такого опыта у меня ещё не было. Люблю такого рода активности в первую очередь потому что здесь можно наделать уникальных фотографий.

Район вокруг — Одайба — это большой искусственный остров в префектуре Токио. Насыпные острова тут довольно популярная тема, ибо свободная земля в Японии в остром дефиците. 5 японских аэропортов расположены на подобных искусственных островах в море.

Одайба соединён с Токио Радужный мостом, напоминающим Золотые ворота в Сан-Франциско. Также тут расположена копия Статуи свободы. Она меньше оригинала в 4 раза. Нью-Йоркская была подарена французами американцам. Японская же статуя так же тесно связана с французами. 1998 в Японии был объявлен годом Франции. По этому поводу и была открыта скульптура.

Остров обслуживает линия Юрикамомэ. Это полностью автоматическая линия: поезда здесь ходят без машинистов, причём поезда на шинном ходу. Подобное я уже видел в метро Мехико.
На последней фотке — одна из разновидностей такси. Они тут всегда выглядят очень солидно и богато.

Прогулялся немного по острову и отправился снова в Сибуйю. Но перед этим зашёл в забегаловку и впервые отведал настоящего рамена. Это было вкусно. Вообще разновидностей рамена тут огромное количество. Однако остальные, которые я пробовал позже, меня не сильно впечатлили.

Заведения тут, кстати, сильно отличаются от привычных нам. В традиционных японских заведениях, как правило, нет привычной нам рассадки за столами. Одним из наиболее характерных планировочных решений для японских ресторанов является островной тип кухни, расположенной по центру всего пространства с посадочными местами вокруг нее. А сами места часто отделяются друг от друга перегородками. Рай для интровертов.

Система оплаты тут тоже иная. В маленьких кафешках часто выбираешь блюда через терминал на входе и сразу оплачиваешь. Или же заказываешь через официанта, он приносит тебе чек, и ты сам после трапезы оплачиваешь через кассовый аппарат около выхода. В Японии самообслуживание повсеместно.

Сибуйя вечером это, конечно, каноничная Япония с кучей неона, света и рекламы. Наткнулся на знаменитого 3D-кота, увидел голову Годзиллы, понаблюдал за местными и отправился домой.

Но добраться без приключений мне было не суждено — я попал на экспресс, который не остановился на моей станции и увёз меня в ебеня. Походу, пришло время рассказать про метро.
Обычно всё просто: есть метро, покупаешь проездной или билет, садишься в любой поезд и едешь до нужной станции, всё. Тут же всё НАМНОГО сложнее.

Во-первых, тут есть два разных метро: Tokyo Metro — управляется частной компанией и Toei Subway — управляется государством. У каждой системы свои проездные, своя система оплаты и соответственно свои расценки. Казалось бы, несложно, но не тут-то было.

Дело в том, что в Японии нет различий между метро и пригородным железнодорожным сообщением, поэтому часто ты садишься на метро, а выходишь уже из пригородного поезда, то есть линия метро спокойно переходит в линию пригородного сообщения. А операторов пригородных поездов — тьма, только в Токио их 48 штук, а обслуживают они 158 линий. Кажется, что при поездке по городу тебя это не касается, но так как Токио — огромный мегаполис, то с большой вероятностью ты таки попадёшь на все эти приколы. И я попал. Мои апартаменты были в одном квартале от Skytree — это всё ещё Токио, но ближайшая ко мне станция принадлежала оператору Keisei Electric Railway. Поэтому я не мог пользоваться здесь проездным на метро, который был у меня в кармане, потому что это уже не метро. Хотя я садился на определённой станции метро, заходил по проездному. Но за пару станций до моей линия переходила в линию Keisei и всё — по проездному я уже выйти не мог.
Схема, которая поможет выяснить стоимость поездки. Или приведёт в дурку.
Покупка билетов тоже отдельный квест. Ты должен на огромной таблице найти текущую станцию, найти свою станцию и под ней посмотреть стоимость поездки, потом в автомате (они тоже бывают разные, да) выбрать эту стоимость, заплатить наличкой и получить свой билет. Стоимость зависит от расстояния. Если эта самая карта имеет английскую локализацию — тебе повезло, иногда всё было исключительно на японском и приходилось считать станции.

Билетики. Нижний левый — из автобуса.
Остальные — из метро.

Гугл часто спасал, указывая стоимость проезда, когда строил маршрут, но если я попадал на пригородные линии — Гугл был бесполезен. Потому что в таблице просто нет станций таких линий — я не мог купить билет до нужной мне остановки. Поэтому я покупал любой и просто ехал до моей станции.

Механизм билета я уже описывал: ты опускаешь его в турникет, в нём делается отверстие и ты забираешь его с другой стороны турникета. На выходе снова вставляешь билет в турникет и если всё окей — билет сжирается турникетом, а ты выходишь.

Если же нет — билет отдаётся тебе обратно и турникет загорается красным.


В таком случае есть два пути. Первый — обратиться к сотруднику станции, и он подскажет, сколько надо доплатить. Второй для прошаренных: автомат корректировки тарифа. Ты вставляешь в него свой билет, он показывает сколько надо доплатить, доплачиваешь, он выдаёт тебе новый билет, с ним без проблем выходишь. Иногда нужно ещё указать станцию, на которой ты совершил пересадку. Я пользовался обоими способами.


Автомат корректировки тарифа
За неделю нахождения в Токио я так и не понял, как я могу купить билет на станции метро, а выйти на станции пригородного поезда без костыля в виде доплаты.

На этом приколы не заканчиваются. Помимо миллиона станций и линий тут есть множество видов поездов, которые различаются от линии к линии. Например, Local, Rapid Express, Express, Commuter Express, Limited Express, Access Express, Morning Evenigrider, Skyliner и т.д и т.п. Меня интересовали в основном Local поезда, это привычные нам поезда, которые останавливаются на всех остановках. Экспрессы же останавливаются только на некоторых. Разные экспрессы на разных остановках. Ходят они все вперемешку, поэтому надо быть начеку.
Схема линии с типами поездов

Зачем мне станция в разрезе?

Помимо этого, особенно на узловых станциях можно встретить многоуровневые платформы. На верхние прибывают экспрессы, а на нижние — обычные поезда. А ещё множество выходов со станции. И найти нужный выход реально важно, ибо однажды я вышел не в тот и оказался в двух километрах от нужного мне выхода. На станции Синдзюку — одной из самых загруженных в мире, вообще около 200 выходов. Здесь есть платформы для 11 линий самых различных операторов.

Но в целом я бы не сказал, что в метро как-то сложно ориентироваться. Навигация у японцев отличная. Правда пространство вокруг перегружено информацией, иногда сложно найти нужную.

Японцы — максимально пунктуальные, поезда приходят согласно расписанию, поэтому во многом я ориентировался на время прибытия поезда и платформу. Этой информации было достаточно, чтобы идентифицировать свой поезд. С обозначением станций тоже никаких проблем, они все дублируются на английском. Вдобавок к этому каждая станция имеет сокращение из буквы и номера. Гугл карты в курсе таких сокращений, поэтому ориентацию это облегчает здорово.

В вагонах обычно тихо. Вести беседы, разговаривать по телефону, есть и рассматривать людей тут неприлично. Если и слышны какие-то разговоры, то исключительно шёпотом.

Станции тут — это почти всегда обилие магазинов, кафе и вендинговых автоматов. На каждой станции есть питьевые фонтанчики и туалеты. Общественные туалеты в Японии достойны отдельного абзаца, расскажу про них попозже.

Основные проблемы токийского (да и в целом японского) метро — это чудовищное количество лестниц и пресловутые автоматы для покупки билетов. Не понимаю, почему бы не сделать как во всех нормальных странах: выбираешь станцию и автомат тебе выдаёт стоимость, что за архаизмы с ручным поиском на схеме?

Кстати, забавная история. В один из моих первых разов в метро я не вдуплил, как купить билет в автомате и обратился к сотруднику. Я вернулся к автомату, рядом с ним открылось окошко, и из него вылез сотрудник, который помог нажать нужные кнопки на экране. Интересная система.

22 мая

Сегодня по плану поездка к, пожалуй, главному символу Японии — Фудзи. Сначала я хотел добраться до неё самостоятельно, но это выходило слишком долго и геморно, поэтому я выбрал тур. В него были включены все самые фотогеничные места в округе. Как раз то, что надо.

Фудзи — это действующий стратовулкан, последнее извержение которого произошло в 1708 году, поэтому сейчас он считается слабоактивным. Абсолютная высота — 3776 метров. Гора имеет практически идеальные конические очертания, что делает её столь приглядной человеческому глазу. Фудзи является частной собственностью и принадлежит синтоистскому храму Хонгу Сэнгэн, который находится к югу от самой горы.

В 8 утра я уже был на автовокзале. Причём найти его было не самой простой задачей. Обычно автовокзал — это довольно узнаваемое отдельно стоящее здание, но здесь автовокзал находился на подземных этажах офисного центра.

Гид был родом из Гонконга, поэтому его английский был довольно понятным. Выглядел он как тру панк в красной бейсболке и футболке RHCP. В автобусе я расположился на переднем сидении рядом с ним.
Первой нашей остановкой был Парк Оиси на озере Кавагути (одном из пяти озёр Фудзи) с множеством цветущих Голубоглазок и живописным видом на Фудзи. Вершина показалась буквально на 5 минут, но я успел запечатлеть её. Вообще проблема подобных гор в том, что вершина показывается не так часто: она постоянно скрыта облаками, даже если вокруг ясное небо. С Араратом та же история.

Следующая остановка — парк Аракураяма-Сэнгэн, откуда открывается знаменитый открыточный вид на Фудзи вместе с пагодой Чурейто. Подъём к ней пролегает через 400 ступеней, хотя можно подняться и выше, что я и сделал. Это было тяжело. Тут вершина тоже показалась минут на 5-10. Места невероятно живописные. Мне посчастливилось увидеть те самые красные клёны, ради которых осенью в Японию приезжают туристы со всего мира.

Третья остановка — деревня Ошино Хаккай, известная своими восемью прозрачными прудами, которые питает водой Фудзи. Место не показалось мне шибко интересным, но здесь удалось отведать японские шашлычки — якитори из говядины.


Ну а наш последний чекпоинт — пятая станция горы Фудзи на высоте 2305 метров. Отсюда вершина видна очень отчётливо, правда увидеть её удалось


буквально на пару минут, а дальше нас вместе с ней накрыло огромное облако. Здесь температура падает градусов до 15, в футболке было прям холодно.

Атмосфера тут необычная: я как будто очутился в октябре. Влажно и холодно, а на деревьях отсутствует листва.
Пошароёбился по сувенирным, а после наша группа отправилась обратно в Токио. Поездка вышла отличной, хоть и полностью Фудзи мы так и не увидели.

Так как высадили нас в центре — прошёлся по музыкальным магазинам и прикупил ещё пару дисков. Отужинал сОбой и вырубился от недостатка сил, очень энергозатратный день.

23 мая

Сегодня у меня был забронирован тур в парк Хитати в префектуре Ибараки, что севернее Токио. Хитачи известен своими бескрайними цветущими полями, цвет которых меняется в зависимости от времени года.

Но я просто не смог подняться после вчерашнего. Около шести сот ступеней меня добили. Поэтому я проспал до обеда, а потом вышел прогуляться по району. Тем более нужно было отдохнуть перед завтрашними передвижениями и докупиться сувенирами.

Например, зашёл в магазин с реалистичными репликами еды, купил креветку. Тут почему-то очень популярна эта тема. У многих ресторанов на витрине размещены подобные муляжи еды в оригинальном размере.

Почиллив в парке, понаблюдав за японцами вокруг, я заметил, насколько они размеренные и спокойные. Как они бережно относятся к своей стране и городу, в котором живут.
В Японии ОЧЕНЬ чисто. И это при том, что урны тут отыскать не получится: они крайне редки. Весь свой мусор носишь с собой и, придя вечером домой, выбрасываешь его. Урны присутствуют, в основном, на станциях метро или в туристических местах. Причём отверстия в них сделаны таким образом, чтобы в них можно было выбросить только тот мусор, для которого они предназначены.
Около дома

Тут сортируют мусор. Причём я не совсем догнал как именно. Правила отличались от апартаментов к апартаментам. Самый простой вариант — это разделение на сжигаемые отходы и несжигаемые. Хотя у самих японцев категорий куда больше. Они запариваются прям серьёзно: моют банки и бутылки перед тем как выбросить, сортируют бумагу по видам, про крупногабаритный мусор или технику я вообще молчу — там правил выше крыши. Причём мусор следует выносить только в определенные дни и до определённого времени.


В музыкальном магазине
Для разных видов отходов — разное время и разные дни. В новогодние праздники службы могут не работать неделями, поэтому мусор следует хранить всё это время дома. Если ты неправильно что-то отсортировал или не соблюдаешь режим вывоза — твой мусор не вывезут, а в крайних случаях тебя могут и оштрафовать. Благо мне этим заниматься не приходилось: весь мой отсортированный мусор оставался в апартаментах.

Переработка и повторное использование тут очень развиты. На сегодняшний день в Японии практически не осталось мусорных полигонов, большая часть мусора перерабатывается. Почти весь пластик, который я встречал был со значком, который указывал, что этот пластик можно переработать. Из переработанного мусора тут даже строят целые острова. В общем, культура обращения с отходами тут очень развита и культивируется с детства. Сложно представить, как бы жила Япония без подобной сознательности в этом плане, ведь пластик тут повсюду, здесь какой-то культ упаковки, её тут в разы больше, чем в любой другой стране.
Экономия касается и воды. В Японии в унитазы встроен кранчик, из которого после смыва течёт вода, чтобы ты помыл руки, а использованная вода попала в бачок.

Вечером, встречая курьера с ужином, запечатлел розовый закат. Как будто попал в аниме.

24 мая

Сегодня я покидаю Токио и отправляюсь в Хиросиму. При планировании маршрута было два варианта развития событий: либо в Хиросиму на самолёте, а обратно на поездах, либо в Хиросиму на поездах через другие города, а оттуда в Токио на самолёте. Второй вариант был более рискованным, ибо рейс из Хиросимы в Токио и из Токио в Дубай в один день — такое, ведь рейсы часто переносят. Поэтому в Хиросиму я летел на самолёте. Причём не из Нариты, а из Ханеды. Это второй аэропорт Токио, заточен под внутренние рейсы. Был вариант и добраться туда-сюда на поездах, но это было сильно дороже, потому что скоростные поезда — недешёвое удовольствие.

Плюс Ханеды в том, что туда легко доехать: на обычном метро, не надо покупать никакой отдельный билет на отдельный поезд. Оказавшись в аэропорту я ожидал стандартную процедуру: стойка регистрации, сдача багажа, досмотр, выход на посадку. Но тут стоек регистрации найдено не было. Зато были найдены терминалы самообслуживания, тут я распечатал свой посадочный. Багаж я сдал уже через другой терминал: взвешиваешь сумку, печатаешь бирку, лепишь на сумку, она сама сканируется и багаж уезжает. Надеюсь, мой багаж всё же полетит со мной, а то мало ли куда я его отправил.

Через 20 минут я уже ждал у гейта посадки. У меня никто ни разу не спросил паспорт. Словил диссонанс какой-то, как будто я пропустил какой-то этап.

Купить билет на сайте Japan Airlines, кстати, было натуральной пыткой. У них несколько разных сайтов, где не везде можно купить билет иностранцу. В порядке рандома я набрёл на версию для иностранцев и всё же купил многострадальный билет. Причём иностранцам билет обходится дешевле, чем местным. Правда для онлайн-регистрации я снова искал тот самый сайт минут 10. Всё-таки веб-интерфейсы за пределами России — тихий ужас из прошлого века.

Полёт занял час с небольшим. Пролетали над Фудзи, мне открылся какой-то неземной вид на неё.
Аэропорт Хиросимы крошечный. Но в этом его плюс. От посадки до покупки билета на автобус до города прошло 10 минут, впервые я так быстро выхожу из аэропорта. Багаж мой успешно приземлился вместе со мной. Покупка билета на автобус тоже суперпонятная. Через минут 40 я был уже в центре Хиросимы.
Дальше стояла задача добраться до апартаментов. Гугл предлагал сделать это на трамвае. Но передо мной был целый трамвайный терминал, и чтобы найти нужный мне маршрут пришлось буквально попотеть.

Трамвай мне прям понравился. Он любой город делает уютнее и ламповее. Причём тут есть как современные вагоны, так и винтажные. Также его огромный плюс в том, что оплата здесь фиксированная. Радует, что хоть здесь японцы не стали усложнять жизнь. Водители в трамваях и автобусах обязательно в форме и белых перчатках.


Я прям поражался насколько же они ответственно и чётко выполняют свою работу. Казалось, что у них столько бессмысленных и архаичных ритуалов: они постоянно что-то говорят и показывают руками, но как же отточено и на автомате они всё равно их делают.

Оплата тут либо наличными, либо проездной картой. Оплата происходит посредством опускания монеток в автомат при выходе. Сдачи автомат не даёт. Если у тебя только банкноты или крупные монеты — в том же автомате есть отдельное отделение для размена. Как же круто, что японцы о таком позаботились. В метро, кстати, тоже всегда где-то поблизости есть автомат для размена. Ну и, конечно, как и всё тут, трамваи ходят точно по расписанию.
В интроверсии японцев есть и плюсы: никакого общения с людьми при заселении в апарты. Моё второе жильё оказалось хоромами по сравнению с типичными квартирами тут. А ещё тут наконец-то был пакетированный чай! Я прям соскучился. В Японии пьют только холодный чай в бутылках, мех.

Начал знакомство с Хиросимой я, конечно, с Парка мира. По пути мне встретился знаменитый Атомный купол. Это одна из немногих построек, которая уцелела после бомбардировки.

Журавлики, сложенные Садако Сасаки
В парке множество памятников и мемориалов. Например, Пламя мира — аналог нашего вечного огня, или Детский памятник мира (фотка с детьми), посвящённый Садако Сасаки — одной из самых известных жертв атомных бомбардировок. В японском языке для них есть отдельный термин — хибакуся. Главная героиня монумента — японская девочка, которая надеялась загадать желание об излечении от лейкемии, сделав 1000 бумажных журавликов (но не успела).
Именно после истории Садако, оригами журавлика начало символизировать мир. Журавлики в Хиросиме повсюду — около каждой достопримечательности, в каждом музее.

Далее я отправился в Музей мира. В нём, в основном, представлены фрагменты вещей/построек, которые находились недалеко от эпицентра взрыва. Ну и фотографии последствий и жертв, конечно. Довольно гнетущее место с минимумом освещения.

И последняя на сегодня остановка — эпицентр взрыва. Это неприметная табличка около рандомного здания чуть поодаль от парка. Здесь на высоте 600 метров над землёй 6 августа 1945 года произошла детонация первой в мире атомной бомбы, применённой в боевых целях. Нахождение здесь вызывает странные ощущения. Я много раз на протяжении жизни читал про те события, а теперь я стою на том самом месте.


Уже после покупки всех билетов я узнал, что 24 мая в Токио проводится фестиваль, где выступают Babymetal, на которых я давно хотел попасть и Polyphia, которых я тоже послушиваю. Обидно, но я всё равно на них попаду когда-нибудь.

25 мая

Сегодня предстоит насыщенный день. Первым делом я спешу на пристань, чтобы купить билет на паром, который отвезёт меня на остров Ицукусима. Это гористый малонаселённый остров с дикими оленями и обезьянами, свободно бродящими по территории. Но основной достопримечательностью острова является одноимённое святилище, расположенное на сваях, "парящие" над водой тории которого, являются одной из самых популярных достопримечательностей Японии и входят в "Три знаменитых пейзажа Японии". Парящие они, кстати, только во время прилива, а во время отлива до них можно дойти пешком. Главный храм посвящён богине Итикисимахимэ-но Микото, покровительствующей мореходам. Сам же остров является священным, поэтому здесь запрещена вырубка деревьев, а также захоронения людей и животных.

Отлив начинался через 4 часа, поэтому нужно было оперативно исследовать остров.
Сразу же я начал встречать оленей (которые являются священными животными в синтоизме), которые спокойно разгуливали вокруг в поисках травы или туристов с пищей.

Я отправился в парк Момидзидани, который по сути является лесом. Конечно, его лучше посещать осенью, когда все клёны вокруг окрасятся в красные цвета, но и летом тут весьма живописно. Оленей тут я практически не встретил. Зато встретил канатную дорогу, воспользовавшись которой я оказался на вершине горы Мисэн высотой более 500 метров. Отсюда открылся завораживающий вод на акваторию Японского моря с множеством островов.
Оленей тут не так много как в Наре, конечно, но достаточно. Они пристают к туристам в надежде полакомиться чем-нибудь. Но при этом заметил, что они не прочь отведать и чековой бумаги.

Обошёл все сувенирные магазины, позавтракал в кофейне и поспешил на пристань, чтобы успеть на свой паром.

Ицукусима — очень расслабляющее место, где чувствуешь единение с природой. Заметил, что часто испытываю подобное чувство в Японии. Тут какое-то особенно отношение к природе, происходящее во многом из синтоизма. Да и в целом тут к природе относятся крайне уважительно. И это чувствуется.
Вернувшись в Хиросиму, я сразу отправился на станцию, чтобы купить билет на пригородный поезд. Тут есть метро, но я ни разу им не воспользовался, так как трамвай реально удобнее и быстрее.

Проехав одну станцию и поднявшись ещё километра полтора в гору, я оказался в буддистском храме Митаки-дэра. Он посвящён богине милосердия — Каннон. Причём богиня из японской мифологии, а храм буддистский. Фанфакт: компания Canon, производящая фототехнику, названа именно в честь неё.

Тут практически нет туристов. Только несколько японцев, которые внезапно поздоровались со мной. Среди зарослей клёнов можно найти три водопада, несколько храмовых построек, а также множество статуй Дзидзо.
Место — как будто локация из какой-нибудь фантастической игры, как и многие места в Японии. Вокруг множество мелких деталей, каких-то статуэток, артефактов. Пожалуй, это одно из самых впечатливших меня мест в Японии. Тут очень спокойно, тихо и умиротворяюще.

Возвращался в Хиросиму я на автобусе, остановку которого обнаружил на склоне. Это был мой первый автобусный опыт в Японии. Система тут тоже не самая стандартная. При посадке нужно взять из автомата билет с твоим номером, этот номер отобразится на табло около водителя. А рядом с номером — стоимость проезда. При выходе традиционно опускаешь нужное количество монеток в автомат.
Дальше я в режиме прогулки просто искал интересности. Первым делом я завидел на горизонте замок и направился к нему. Это Замок Хиросима. Или же Замок карпов. Он был построен в 1590-х годах, но во время бомбардировки был разрушен. Частично восстановлен в 1958. Именно после основания этого замка местность и получила название "Хиросима".

Вокруг замка традиционно вырыт ров, заполненный водой, в котором водятся карпы. Внутри расположился музей, где я не нашёл практически ничего интересного. Из плюсов: поднялся на самый верх замка, откуда открылся вид на город. Также на территории находится храм, где можно купить фигурки карпов с предсказаниями внутри.
Последней же моей остановкой в Хиросиме стала начальная школа Фукуромати. Точнее, её облик 1945 года. Школа располагалась в 460 метрах от эпицентра. Она частично уцелела, и из неё сделали маленький музей, а саму школу построили заново рядом, сейчас она действует.

Меня встретил пожилой японец, который спросил откуда я. После чего с сожалением отметил, что не умеет разговаривать по-русски, но умеет немного по-английски. Я переобулся в предложенные тапочки и в одиночестве прошёлся по двум этажам школы и подвалу. Тут расположилась фотовыставка и некоторые предметы, уцелевшие после бомбардировки. А на последнем этаже множество рисунков и журавликов, за авторством учеников школы по соседству.
Хиросима мне прям понравилась. Город маленький, зелёный и уютный. От него не устаёшь, как от Токио. Все основные достопримечательности были в пешей доступности. Но пора ехать дальше.

26 мая

Сегодня я отправляюсь в Осаку. Причём не на обычном поезде, а на синкансэне. Я за этот трип передвигался на каком-то бесчисленном множестве транспортных средств: самолёты, поезда, автомобили, автобусы, байки, паромы, каноэ, канатная дорога, но сейчас я дошёл до босса. Синкансэн — это знаменитые высокоскоростные поезда в Японии. У таких поездов свои собственные пути, обычные поезда по ним не ходят. Для синкасэнов важна скорость, поэтому пути стараются делать с минимальным количеством поворотов, если нужно построить мост — строят мост, пробурить тоннель — бурят. Тоннелей в Японии, кстати, бесчисленное количество. Мне всегда казалось, что прокладывать тоннели — не самая лёгкая задача, но как будто бы у них есть какая-то секретная технология. Скорость поезда зависит от модели, но в среднем около 300км/ч. Это не поезда на магнитной подушке, поэтому скорость тут не самая впечатляющая, но для относительно небольшой Японии этого вполне достаточно.

В таких поездах два типа вагонов: с зарезервированными местами и обычные. В первых ты покупаешь определённое место и, соответственно, билет стоит дороже. Обычно это первые 3-5 вагонов. Все билеты на поезда я купил заранее, но нужно было получить их в автомате. Правда сначала нужно было отыскать те немногие автоматы, которые способны по QR выдать тебе билет.
Метро Осаки. Обратите внимание, какие роскошные сидения.
Механика билета тут такая же, как и на метро: прогоняешь его через турникет на входе и на выходе. Причём этот не билет на конкретный поезд, а абонемент на день. Синкансэны ходят часто, примерно раз в полчаса.

На высадку и посадку пассажиров даётся всего 1 минута. Но этой минуты более, чем хватает, потому что на платформе у тебя есть вся необходимая информация: где останавливается конкретный вагон, где вагоны с зарезервированными местами, сколько вагонов вообще будет, где какие двери откроются и т.д. То есть к моменту прибытия поезда ты уже стоишь в нужном месте. Это отличается от опыта посадки в поезда в России, когда ты бегаешь по перрону и ищешь свой вагон. Мне нравится, что здесь система "частые поезда и быстрая посадка" такая же, как и в метро.

Поездка до Осаки заняла полтора часа и стоила чуть больше 5к рублей. Ход у поезда плавный, часто закладывает уши. В поезде очень тихо. Единственное, что напрягало — постоянные тоннели, которые часто сменялись солнцем, это дебафило глаза.
Осака — третий по численности населения город Японии (после Токио и Иокогамы). Тут, кстати, находится один из 5 аэропортов, расположенных на искусственных островах — Кансай.

Получил свой заранее купленный двухдневный проездной на метро. Тут он реально был полезен, ибо всё метро обслуживается одной компанией. А после заселился в апарты.

Интересный факт о метро Осаки: здесь, в отличие от остальных японских городов, на эскалаторах стоят с правой стороны, а не с левой. Точно неизвестно почему так, но есть гипотеза, что такая ситуация возникла во время Экспо в Осаке, в 1970 году, когда было решено в честь этого мероприятия подстроиться под общемировую тенденцию. В то время приехало много иностранцев, и чтобы не было путаницы, было рекомендовано и японцам тоже вставать с правой стороны, как во всем мире. Насколько это правдиво — сложно сказать, но факт в том, что такая традиция сохраняется и по сей день.

Я сразу почувствовал совершенно иной вайб, сильно отличающийся от Токио и тем более от Хиросимы. Город был холодным и каким-то индустриальным что ли. По крайней мере первое впечатление было именно таким.
Вечером я выбрался посмотреть на ночную жизнь города. Побродил по оживлённым улицам вокруг башни Цутэнкаку и кварталу Дотонбори. Этот район — своего рода Таймс-сквер Осаки. Тут огромное количество ресторанов, которые заманивают посетителей своими инсталляциями на фасадах. Например, тут находится знаменитый механический краб ресторана Kani Dōraku (которого я почему-то не сфоткал) и неоновая вывеска Glico Man (есть на видосе в конце статьи), которая размещена здесь с 1935 года. Фото на фоне это чувака — мастхэв у любого туриста, посетившего Осаку. Кроме меня.

Заглянул в зал с аркадными автоматами и в зал с десятками автоматов, где нужно вытянуть игрушку. Тут это, походу, национальное развлечение.

Красочно, конечно, но я не фанат ночного движа. Вокруг куча бухих японцев, которые становятся довольно буйными. По пути домой заметил спящего бездомного под мостом. В супермаркете купил мороженое из фасоли (что я понял уже после того, как его открыл 🤮).

Продукты тут, кстати, в основном, местные. Я почти не встречал чего-то международного, кроме колы, конечно. Часто вообще непонятно, что внутри.
Пока что Осака не производит впечатления безопасного города. Хотя, тут, конечно, безопасно, как и во всей Японии, но чисто по вайбу — такое.

27 мая


Проснулся я от звуков дождя. По плану была прогулка в парке Минох и посещение синтоистского храма Сумиёси-тайся. Но я подумал, что не особо хочу месить грязь под ногами в парке, да и не думаю, что летом там достаточно красиво, туда надо идти осенью, ну и плюс он был достаточно далеко. Ну а ещё один синтоистский храм меня вряд ли впечатлит. Поэтому я подождал, пока дождь немного успокоится, и поехал к замку Осака.
Сегодня я полностью забил на свои планы и пошёл по импровизированному маршруту, который придумывал на ходу.

Замок Осаки — главная достопримечательность этого города. Находится на вершине каменной насыпи. Кровля красивого зелёного цвета. Заходить внутрь я не стал, погулял вокруг. Проблема подавляющего большинства замков в Японии в том, что это всё — новодел. Оригинальные замки либо сгорели, либо разрушены во время Второй мировой, либо просто по сто раз перестраивались, поэтому как образец японской архитектуры это, конечно, круто, но исторической ценности в них мало ИМХО.

Погода оставляла желать лучшего: из-за дождя стало очень душно и дышать было затруднительно. Но я всё же решил посмотреть на местный океанариум. Пока я туда добирался — вышло солнце.
Океанариум Каиюкан — один из самых больших в мире. А на момент его открытия в 1990 году он занимал первое место в этом рейтинге. Сейчас на восьми этажах тут обитают около 620 видов животных, а общее количество обитателей — около 30000. В том числе самая большая рыба на нашей планете — Китовая акула.

Тут есть как и классические аквариумы, где воссозданы целые экосистемы, так и открытые зоны, где можно посмотреть как кормят пингвинов или тюленей. Есть и крутые локации, где ты видишь и подводную часть и надводную. В подобных аквариумах можно увидеть как ведут себя морские котики в двух средах обитания, или же касатки, которые выпрыгивают из воды. Я первый раз становлюсь свидетелем поведения стольких животных в около-естественной среде обитания. Ну а ещё пришлось минут 10 ждать, чтобы увидеть как кормят выдр.
Океанариум огромный и разнообразный. Мне прям понравился. Намного лучше, чем в Дубае.

Прокатился на колесе обозрения, пообедал и достал игрушку из автомата гача-гача (не путать с гачимучи). Подобные автоматы тут повсюду, это тоже одна из национальных забав Японии, фэндом на любой вкус.

Сегодня Осака не кажется такой уж неприветливой. Район океанариума даже отдаёт вайбами Сан-Франциско какого-то.

28 мая

С самого утра за окном ливень. Выходить на улицу и таскаться с зонтом мне абсолютно не хотелось, поэтому я устроил себе сонный день.

По планам у меня сегодня было достаточно необычное место: точка около аэропорта Осаки, откуда можно наблюдать за посадкой самолётов. Они пролетают тут прямо над головой. Путь к этому месту лежал через не самые мейнстримые тропы, поэтому в такую погоду изговнился бы я знатно. Пришлось остаться дома. А остальные запланированные парки и храмы — не велика потеря.

Также в Осаке находится Парк развлечений Universal, но его я отбросил ещё на этапе планирования поездки. Стоять больше часа в очереди на каждый аттракцион — тупая трата времени.

Единственное, куда я сегодня вылез из дома — Ботанический сад от уже знакомых teamLab. Но открывается он в 19:30.

А пока я пережидаю ливень, расскажу про одну из главных особенностей Японии — общественные туалеты. Они тут абсолютно везде: в каждом парке, на каждой станции метро. И они бесплатные в 100% случаев. Туалеты чистые и оснащены всё теми же умными унитазами. При заходе в туалет — унитаз сам поднимает крышку. Я уже не говорю о встроенном биде и подогреве сидения, это тут база. А в аэропортах я вообще обнаружил "режим приватности", который включает звук воды. Такие дела.
Итак, ботанический сад. Дождь немного утих, и я отправился в парк. На входе нас предупредили, что из-за погоды работают не все инсталляции и предложили либо всё равно посетить сад, либо вернуть деньги, либо поменять билет на другую дату. Я выбрал первый вариант.

Место мне показалось довольно криповым. Как будто я осенью оказался в лесу вдали от цивилизации. Мне часто снятся подобные места. Атмосферу тревожности подкрепляла фоновая музыка.

Инсталляции тут вдохновлены природой. Правда меня они не особо впечатлили. Тут можно увидеть всё те же микрокосмы, как в Токио, только уже в лесу, плавающие фонарики, пугающие прямоугольные монолиты с анимацией на них, а в лесу проекции воды и огня.

Побродил я туда-сюда, обдумал свою житуху, и отправился в тёплый дом. Тем более, что завтра предстояли очередные перемещения. Перед сном я отведал самой тонкой пиццы в моей жизни и залил всю кровать и ноутбук колой.

Это был мой последний день в Осаке. Пожалуй, самая провальная локация в моём трипе. Город сам по себе не особо понравился: он неуютный, он больше деловой, индустриальный,
тут ощутимо грязнее и меньше зелени, нет того чувства безопасности. Ну и почти все мои планы были забракованы погодой.

29 мая

Итак, мой последний город Японии — Киото. Он находится недалеко от Осаки — 40 минут на обычном поезде. Остановился я в этот раз в отеле. Правда отель с самообслуживанием, никакой тебе регистрации и прочей бюрократии. Комната крошечная, внизу общая кухня и коворкинг. Приятным бонусом стало наличие массажёра для ног в моём номере.

Киото был предыдущей столицей Японии с 794 по 1869 год. Несмотря на это, живёт тут всего полтора миллиона человек, а город похож на провинциальный.
Так как поселился я около Императорского дворца, туда я первым делом и отправился. Как понятно из названия, раньше тут была резиденция японского императора. Сейчас она, конечно, переместилась в Токио. Изначально дворец был построен в 1337 году, но, как и многие другие дворцы и храмы, множество раз горел и перестраивался. Нынешнее здание отреставрировано и перестроено в 1854.

Само здание дворца можно посещать только в определённое время года. Я немного опоздал. Поэтому мне удалось погулять только по территории. А она тут довольно большая: с садами и множеством второстепенных построек. Красиво.
Далее я обнаружил неподалёку Храм Хэйан. Дошёл до него пешком через закоулки, вдоль какого-то канала, ощутил атмосферу уютной сельской Японии. Меня встретили огромные Тории высотой 24 метра — одни из самых больших в стране. Само святилище было построено в 1895 году к 1100-летию основания Киото. Правда за это время оно уже успело сгореть))

Здания, конечно, впечатляют детализацией и архитектурой. Есть тут и сад, правда вход в него платный, как и в большинство садов. Тут проходит множество традиционных японских праздников. Например, Сэцубун, который празднуется в начале февраля и представляет собой японский Новый год по лунному календарю. Это и синтоистский и буддистский праздник одновременно.
Праздник представляет собой обряд изгнания демонов Они. Они любят лакомиться человечиной, но по убеждению японцев ненавидят сою. Поэтому в Сэцубун люди в храмах или же в домашних алтарях по всей Японии разбрасывают соевые бобы и читают молитву/заклинание, дабы отпугнуть демонов. Праздник этот пошёл именно из региона Кансай, куда входят Осака и Киото.
Камни-черепахи
Далее на автобусе (тут уже фиксированная оплата, как в трамвае в Хиросиме) доехал до апартаментов и решил прогуляться по округе. В итоге наткнулся на парк вдоль реки Камо, где и чиллил следующий час, наблюдая за играющими в бейсбол японскими подростками.

30 мая


Сегодня ожидается очень насыщенный день. Ради первой достопримечательности пришлось проснуться в 6 утра. Несколько станций на метро, недолгая поездка на пригородном поезде, и я оказываюсь около святилища Фусими-Инари-тайся. Это, пожалуй, самое "инстаграмное" место Киото.

Кстати, железнодорожные станции — это прям апогей японского вайба для меня. Потому что они — неотъемлемая часть любого аниме или же японского фильма.
Сразу после выхода со станции меня встречают здоровенные тории. А далее — сам храм. Он посвящён одной из самых почитаемых богинь синтоизма — Инари (писал о ней 19 мая). Она олицетворяет плодородие и изобилие и предстаёт в образе лисы. Поэтому вход в святилище украшают большие статуи лисиц. В Японии более 35 000 святилищ в честь Инари, но это — главное. А слово "тайся" в названии означает "большой храм".

Однако главной особенностью этого места являются более 10000 торий, которые образуют своеобразные коридоры. Поскольку Инари приносит успех в делах, местные компании и просто богатые люди дарят храму новые тории в качестве подношений. На обратной стороне каждых ворот записаны имя дарителя и дата. Эти коридоры ведут на вершину горы Инари высотой 233 метра. Снова сотни ступеней, поэтому пришлось попотеть. С вершины открылся вид на город.
На пути то и дело встречаются ответвления со странными закутками с небольшими каменными постройками. На первый взгляд напоминают могильные камни, но я так понимаю, это не могилы, а что-то типа мини-алтарей, где ставят свечи. Около них хаотичное нагромождение торий поменьше. Можно подумать, что это какой-то склад. Непривычно видеть такой хаос в японском святилище.

В таких закутках практически всегда можно найти статуи кицунэ — лисы в японской мифологии, наделённой сверхъестественными способностями. Они могут иметь до девяти хвостов. Это весьма распространённые существа в японском фольклоре и сейчас они могут символизировать кучу всего, причём как положительного, так и отрицательного. Но изначально кицунэ были посланницами Инари.

Часто кицунэ украшены красными нагрудниками, приносимыми в знак почитания. Также практически всегда кицунэ держит в зубах ключ от рисового зернохранилища и драгоценный камень, реже — свиток и сноп сена.

Кстати, прообразом покемона Вульпикса и его эволюции Найнтейлза является именно кицунэ.
Когда я спустился, на часах перевалило за 10 утра, и было просто не протолкнуться — народу тьма. Особенно много школьников, куда бы я ни пошёл — везде толпы школьников. Они, кстати, наиболее контактная страта японского общества. Один из них даже сделал со мной брофист.

Следующая моя остановка — другой символ Киото — Кинкаку-дзи или Золотой павильон. Добирался я туда на автобусе. Причём остановка находилась под землёй. Первый раз с таким сталкиваюсь. Желающих посетить павильон было очень много, поэтому пришлось минут 20 стоять в очереди.
Это часть буддистского храма. Сам павильон расположен в саду на берегу "озера-зеркала", в котором он собственно отражается. Верхняя часть здания покрыта листами золота, а внутри хранят реликвии Будды. Построен павильон был в 1397, но по сложившейся традиции горел десятки раз, а нынешний облик он получил в 2003 году. В 1950 году здание было полностью уничтожено благодаря молодому монаху-ученику Хаяси, который презирал красоту храма и не придумал ничего лучше, чем поджечь его, чтобы сгореть вместе с ним.
Храм трёхэжтажный, причём каждый этаж построен в разном архитектурном стиле: синдэн, буккэ и дзэн соответственно. Войти в павильон нельзя, можно только созерцать снаружи.

Следующая моя остановка — бамбуковая роща Арасияма. Добраться туда оказалось не так просто: пришлось совершить не самую очевидную пересадку с автобуса на автобус.

Ждём автобус под землёй
Она довольно небольшая, поэтому особо тут не погуляешь. На фотках она получилась сильно хуже: в реальности роща намного более впечатляющая.

Я сильно проголодался, поэтому приехал обратно в город и пошёл искать какое-нибудь заведение. В Японии большинство ресторанов закрывается на обед, и это прям очень бесит.

Всё же нашёл раменную. И только в процессе заказа узнал, что щас мне тут устроят шоу с поджиганием. Контент подъехал. Мне дали фартук, забрали телефон, чтобы заснять это с безопасного расстояния. Хотя я хотел заснять с моего ракурса в слоумо, но мне возразили, что это слишком опасно. Даже стало интересно. Меня спросили, откуда я, а после начали демонстрировать таблички с техникой безопасности на русском. Забавно.

Принесли мне рамен, повар налил туда какой-то жижи и над тарелкой поднялся столб огня высотой примерно в метр. Весь стол был забрызган маслом. Теперь я понимаю почему у меня отобрали телефон)) Сам рамен был довольно ненаполненным и посредственным, но я готов был сожрать что угодно.

Вскоре ко мне подсела семейная пара из Нидерландов, с которыми мы кратко обменялись впечатлениями.
Мужика очень удивил мой здоровенный стакан с колой. Перформанс с раменом этой парочки мне удалось снять в слоумо. Вышло идеально.

Вечером я ещё прогулялся по рынку, который был отмечен как "самая популярная туристическая улица Киото", но большинство палаток было уже закрыто, хотя на часах было 7 вечера. Перекусил в Маке. Окончательно убедился в том, что фастфуд в Японии — худший из всех стран, где я был. В Маке безвкусные бургеры, а в KFC микроскопическое меню с не самой вкусной курицей, при том что курица KFC тут считается традиционным рождественским блюдом.
Я ужасно устал за всё это путешествие, силы были на исходе. Завтра предстоял последний марш-бросок — начало пути домой.

А Киото мне понравился. Небольшой, довольно уютный, со своей атмосферой. И с погодой повезло.

31 мая


Муляжи еды на витрине
В Японии моя сумка прибавила 3кг сувениров и стала весить около 9кг. Таскаться с ней стало прям тяжело. На плече даже образовалась гематома. Поэтому первой целью после выселения из отеля было прибыть на вокзал и сдать её в локер (по-нашему камера хранения). Локеры тут есть на многих станциях. На центральной станции Киото их сотни. Правда пришлось потратить около получаса, чтобы найти свободный. Оставил сумку в надежде, что потом найду её снова, и отправился завтракать.
Перекусил в Сабе, закупился последними сувенирами и нашёл ещё один люк с покемоном. Всё-таки отыскал свой локер и отправился ловить свой Синкансэн до Токио. 2 часа в пути — и я в столице. На два синкансэна и один пригородный поезд я потратил 16к рублей.
Токио, конечно, после таких маленьких городов воспринимается как ужасный мегаполис, коих не должно существовать. Тут от одного присутствия устаёшь, он прям высасывает из тебя силы.

Мне снова нужно было найти локер и пойти пообедать. После часа поездок на метро и блуждания с тяжеленной сумкой, ноутом и рюкзаком, плечо окончательно отнялось. Я хотел уже наконец сесть в самолёт и уснуть.


После обеда я отправился получать билет на Skyliner, который должен отвезти меня в аэропорт. Но самостоятельно я справиться не смог: у меня был QR, который нужно было обменять на билет, но в автомате почему-то был указан терминал 1 в качестве конечного пункта, а мне нужно было во второй. Через сотрудника всё же удалось это сделать. Через полчаса я уже сидел в поезде и направлялся в аэропорт.

И вот я снова в аэропорту Нарита.
Оптимизировал логистику своих бесконечных сумок: переложил хрупкие диски в ручную кладь, достал из багажа подушку для шеи и надел чистые носки, чтобы не устроить атаку биологическим оружием в самолёте))

В очереди на регистрацию я стоял около часа. Вообще я всегда регистрируюсь онлайн, дабы не попасть на овербукинг, но при этом всё равно подхожу на стойку и получаю бумажный посадочный, ну и сдаю багаж, если он есть. В большинстве аэропортов можно и по электронному посадочному пойти на посадку, но не везде, и тут не угадаешь. Например, когда я улетал из Вьетнама, чуваку сказали идти получать бумажный посадочный. Ну и при стыковочных рейсах нужно иметь на руках оба посадочных, а в электронном виде два обычно не дают, особенно если есть визовые ограничения.

Паспортный контроль автоматический: сканируешь паспорт и тебя пропускают.

Мне предстоял рейс Токио — Дубай авиакомпании Emirates. Сегодня я шикую. Причём лечу я на самом большой пассажирском самолёте в мире — двухпалубном четырёхдвигательном A380. Он реально огромный.
Перелёт длился 11 часов, их них я проспал часов 7. Обычно заснуть в самолёте — это целая наука. У меня иногда ощущение, что конструкторы специально забили на эргономику. Но A380 намного просторнее аналогов и тут было довольно удобно спать. Еда тоже самая топовая из всех авиакомпаний.
Приземлились мы не с первой попытки. Уже в нескольких метрах от земли пилот ушёл на второй круг. Кружили мы около получаса.

Около 5 утра мы всё же сели. Но дальше предстоял очередной квест: попасть из третьего терминала во второй. Проблема дубайского аэропорта в том, что эти терминалы находятся по разные стороны от взлётно-посадочной полосы и прямого сообщения между ними нет. У меня было 2 часа, чтобы решить эту головоломку.

Звёздное небо в салоне
Я знал, что мне нужно найти шаттл, но это оказалось сложнее, чем я себе представлял.

Проблема дубайского аэропорта — в отвратительной навигации. Особенно после японских аэропортов. Я знаю, что мне нужно следовать за указателями "connections" и "T2", но в один момент они просто исчезают. Я просто вижу какой-то поезд, спрашиваю, едет ли он во второй терминал, мне отвечают положительно, я выхожу — и я оказываюсь в другом крыле третьего терминала. Ах да, отдельная проблема в отсутствии вообще хоть какого-то персонала, у которого можно навести справки.

В общем по наитию и с помощью сотрудника я всё же нахожу нужный мне путь и оказываюсь на остановке, откуда отходят автобусы. И прикол в том, что нет НИ ОДНОГО указателя, что этот автобус следует во второй терминал. Он следует к гейтам F, которые, как я уже понял в последствии, находятся во втором терминале. Это просто маразм. Это вообще не уровень одного из самых загруженных аэропортов мира. Благо я ещё проделывал все эти действия без своей сумки. И в этом весь плюс стыковочных рейсов: твой багаж живёт своей жизнью и сам добирается из самолёта до самолёта. Это очень удобно и круто. При пересадочных же рейсах, ты должен получить багаж и самостоятельно сдать его снова.

На базе
На рейс Дубай — Ереван (flyDubai) почему-то нельзя было выбрать место, поэтому пришлось довериться автоматическому распределению, которое по классике усадило меня на последний ряд около туалета, спасибо.

Не сказал бы, что полёт был комфортным: около меня постоянно в проходе стоял стюард и беседовал с пассажиром, ну и все постоянно бегали в туалет. А ещё в полёте произошло ЧП: один из туалетов затопило, лол. Вода даже полилась по салону, но экипаж быстро всё разрулил.
Через 3 часа я приземляюсь в Ереване. Моё грандиозное путешествие завершилось. Первым делом заказываю нормальные роллы, хех.

Итог по Японии

У меня не было особых ожиданий от Японии. Я прекрасно понимал, что настоящая Япония не имеет ничего общего с моими представлениями из детства. Поэтому завышенных ожиданий у меня не было.

Я не получил культурного шока. Я увидел крайне крутую страну, причём страну разнообразную: это и столица, и маленькие города, и совсем маленькие деревушки. Уделил большое внимание природным достопримечательностям. Эмоции у меня довольно ровные.

Единственное, что меня тут прям поразило — это люди. Люди, которые воспитаны уважать всех вокруг. Уважение друг к другу тут прям в воздухе витает. Ну и идеально отточенные ритуалы, благодаря которым все максимально чётко выполняют свои рабочие обязанности. И неважно, машинист это, или дедок, останавливающий машины, чтобы ты перешёл дорогу.

В то же время, это одна из самых сложных стран, где я был. Из-за закрытости людей. Если в других странах со мной постоянно пытались разговаривать, тут тебя как будто не замечают, как будто тебя нет, на тебя даже не смотрят. У японцев очень странные эмоции. У меня часто бывал диссонанс: я видел не ту эмоцию, которую ожидал. Тем не менее, это довольно турист-френдли место. Тебе всегда помогут и подскажут, даже если не знают английского. А ещё тут практически все люди стильно выглядят. А главное все одеты прилично и скромно, что, безусловно, приятно. Но, могу сказать, что из всех трёх стран, где я побывал в этом месяце, Япония — самая некомфортная, я так и не смог тут по-настоящему расслабиться. Чисто в сравнении.

Цены тут практически такие же, как в Москве, часто даже ниже. И определённо тут дешевле, чем в Ереване. Во многих местах принимают UnionPay от Газпромбанка. Я даже снимал с неё наличку.

Японская кухня меня разочаровала. По моим ощущениям в ней недостаточно разнообразия. Выбор суши крайне мал, блюд с рыбой почему-то тоже не шибко много, рамен — окей, но я не фанат.

Лето — не лучшее время, чтобы ехать сюда. Хотя мне ещё повезло, ведь в июне-июле здесь начинается адское пекло. Сюда надо ехать в апреле или осенью, чтобы сполна оценить красоту Японии.
Японский улов
Здесь очень чисто. Здесь настолько чисто, что я не видел ни одной грязной машины, и я не преувеличиваю. И максимально безопасно. Городская среда продумана отлично, по городам удобно передвигаться (привет Москве, где надо по 15 минут идти до подземного перехода, чтобы перейти шестиполосную дорогу в центре города). Машин не так много, в Токио вообще крайне мало машин для такого мегаполиса, по ощущениям треть из них — такси. Метро здесь пользуются все: и бедные, и богатые.

Я ожидал передовые технологии на каждом шагу. Страна, безусловно, технологичная, но как-то выборочно. Например, всё, что связано с веб-сервисами — тихий ужас. А ещё здесь до сих пор вовсю используют факс. Да и по сравнению с тем же Китаем, Япония и рядом не стояла по высоким технологиями.

Я не исследовал и толики этой страны и, конечно, нужно будет сюда вернуться когда-нибудь и поглубже проникнуть в культуру. Осталось ещё много популярных достопримечательностей, до которых я не добрался. Это совершенно особенное место, где абсолютно всё по-другому, и которое невозможно понять с первого раза.

Вообще все эти итоги поездок — это такая субъективщина, которая актуальна только на момент написания статьи. Осознание каждого путешествия занимает около года, а то и больше, как показывает практика. Я только недавно осознал, что я был в Мексике, например. И что там было довольно прикольно, хотя в статье я отозвался о стране не очень лестно. А всех остальных поездок как будто вообще не было, каждый следующий трип перекрывает предыдущий. Поэтому остаётся только смотреть фотки и вспоминать, что я там вообще был.

Итог по всей поездке

Штош. Это было грандиозно. Не верится, что я действительно всё это спланировал и осуществил. 24 дня я слонялся по миру. Под конец было прям тяжело. Но всё это было безумно круто. Столько новых культур, столько новых приколов, столько полярных эмоций.

Немного статистики:
  • 9 перелётов
  • пройдено 205 километров
  • сделано 4960 фоток/видосов
  • привезено около 5кг сувениров
  • потрачено 618к рублей

Азия в очередной раз подарила мне положительные эмоции. Как же в Азии комфортно всё-таки. Как же я ощущаю себя здесь спокойно и безопасно.

Но ни в этом, ни в следующем году в Азию я не вернусь. Пора исследовать другие уголки Земли.