Это вторая часть статьи о путешествии Непал-Вьетнам-Япония. Настоятельно рекомендую ознакомиться сначала с первой частью. Также не рекомендую читать мои статьи с мобильных устройств: на десктопе оформление куда богаче и разнообразнее, а адаптив для мобилок оставляет желать лучшего.
Япония входит в список моих самых желанных стран (наряду с КНДР, Австралией и ЮАР). Долгое время она оставалась несбыточной мечтой, а в 2023 я решил, что пора ехать. Но для начала нужно было получить визу.
Февраль
В ноябре я запланировал вылазку в Россию, пока не прошли президентские выборы. Во-первых, повидаться с семьёй, поделать всякие бюрократические дела, ну а во-вторых, собственно, податься на визу. В феврале я прилетел на три недели, одна из которых была уготована для Москвы.
Податься на визу можно максимум за 3 недели до поездки. Даты были подобраны впритык, но проблем возникнуть не должно было. Список документов стандартный: загран, две копии визовой анкеты с фото, копия внутреннего паспорта, программа пребывания (поэтому детально планировать свой маршрут я начал ещё в конце 2023), выписки со счетов, оплаченные авиабилеты и жильё (если нет зарубежной карты) или их брони и выписка с зарубежной карты (свою зарубежную карту я пополняю только по мере надобности, поэтому я не стал запариваться и просто купил все билеты).
На сайте посольства всё максимально подробно расписано, даже в каком порядке складывать документы. Также я оформил страховку, как и всегда. На тот момент у меня были куплены только билеты в Японию и обратно. Причём билет в Токио у меня был из Ханоя, поэтому он обошёлся всего в 23к рублей. Обратно, конечно, дороже — в 94к.
Японская виза — одна из самых лёгких в получении. Делается она 4 рабочих дня, включая день подачи и выдачи. Если ты хоть немного соображаешь и умеешь читать — виза у тебя в кармане, процент отказов очень низкий.
Я забронировал жильё в Москве в нескольких сотнях метров от японского посольства, и в понедельник 26 февраля отправился подаваться. Пришёл за полчаса до открытия, а там уже огромная очередь. Но двигалась она довольно быстро: минут через 30 я после всех досмотров был уже в посольстве. Взял талончик и сел ждать. Народу было огромное количество. Уже в посольстве я начал ощущать японский вайб: стены обклеены аниме-плакатами, а вокруг инструкции на все случаи жизни. Правда по телевизору почему-то крутили Военную тайну по Рен-ТВ.
Часа через полтора наконец подошла моя очередь. Я отдал в окошко документы, их проверили, забрали загран и выдали уведомление на получение визы в четверг.
В четверг я пришёл и практически без очереди забрал загран с визой. Всё.
Я был крайне приятно удивлён чёткостью работы японского посольства. Это вам не ссаный Шенген, когда тебя могут промурыжить несколько месяцев, причём одному богу известно сколько именно, а потом ещё и откажут.
Вообще в посольстве в Москве можно было попытаться получить сразу мультивизу на 3 года, написав сопроводительное письмо. Японцы очень лояльны в этом плане, но рисковать я не стал, да и не собираюсь я в Японию в ближайшие три года. Поэтому мне дали под даты поездки — на 15 дней. Причем виза действительна со дня выдачи, так что в теории можно было поехать хоть завтра.
17 мая
Летел в Токио я на вьетнамском лоукостере — VietJet Air. У меня было выбрано место, но при регистрации на рейс оно куда-то испарилось, и мне назначилось место, которого вообще нет в самолёте. На стойке я спросил, а что собственно происходит, после чего мне назначили новое место справа впереди самолёта. Не люблю я летать справа, но ладно. Зато соседей у меня не было.
Пятичасовой перелёт без еды, и я приземляюсь в аэропорту Нарита в Токио. Меня сразу встретила стена с покемонами. А ещё куча бумажек, которые надо заполнить. Сначала карточка прилёта. С ней я направился к паспортному контролю. Там мне наклеили ещё одну наклейку в паспорт (зачем? есть виза, ну наклей ты на неё, так паспортов не напасёшься). Никаких проблем с пересечением границы не возникло. Гостеприимство японцев чувствуется сразу же: ещё на подходе к кабинкам с пограничниками стоит дедок с табличкой и направляет туристов.
Дальше — таможня. Обычно есть красный коридор — для тех, кому есть что декларировать, и зелёный — кому нечего, и ты просто идёшь в зелёный. Тут же сначала надо заполнить таможенную декларацию. Причём если ты в своей декларации отметил, что декларировать тебе нечего — никакого сканирования твоего багажа не проводится. Хотя таможенные правила тут жёсткие: никаких продуктов, никаких растений и т.д. Об этом тут тебе также напомнят дедки, которые стоят через каждые 100 метров с табличками.
Далее — покупка йен. Тут тебе дают ещё одну бумажку, в которой ты в третий раз заполняешь одни и те же данные. Сотрудник при принятии моих долларов и паспорта кланялся и всячески источал вежливость. Около окошка стояла коробка с милыми оригами, которые можно просто взять и улучшить себе настроение, я взял Пикачу. Очень мило.
Деньги тут не принято передавать из рук в руки: для этого есть специальный лоток, или же вообще автоматические машины, в которые загружаешь деньги и получаешь сдачу. Либо то, либо другое есть здесь практически в каждом магазине.
Всё, граница пройдена, деньги поменяны, остаётся всего-ничего — добраться до дома. Если обычно я просто прыгаю в такси и за полчаса-час доезжаю до апартов, тут это целый квест. Который высасывает из тебя последние силы.
Такси в Японии очень дорогое, и рядовые японцы им пользуются крайне редко. Основной вид транспорта тут — поезда. На них можно добраться практически до любой точки Японии. Поэтому мне предстоял путь до дома на метро. А метро тут — это сущий ад. Я буду ещё много раз это повторять, потому что это реально так. Я много раз прорабатывал путь из аэропорта в город, но это мне вообще не помогло.
Нужно было сесть на специальный поезд — Skyliner, который идёт из аэропорта в город. А мне нужна была ещё и пересадка. Билет можно было купить через автомат, но, подойдя к нему, я понял, что ничего не понимаю. Я обратился к сотруднику, назвал ему станцию назначения, он достал огромную таблицу с цифрами и моментально выписал мне билет и инструкцию, где мне нужно пересесть, когда отходят нужные мне поезда, в том числе на станции пересадки, и даже время, когда я прибуду на место.
И сделал он это как ниндзя: отточенными и резкими движениями, ещё и сдачи насыпал. Я уверен, он бы это и с закрытыми глазами сделал. Штош, стало понятнее, но всё ещё в голове был полный хаос.
Ах да, Интернета у меня тоже не было)) Меня снова выручил Мегафон, но пользовался я им очень ограниченно. Я заранее оформил японскую e-sim, но я не до конца её активировал, поэтому сразу она не заработала.
Я с этим билетом подхожу к турникету, не понимаю куда этот билет совать, просто прикладываю и прохожу. Ориентировался я исключительно по времени, которое было написано на спасительной бумажке. Сажусь на поезд, даже правильно пересаживаюсь, доезжаю до своей станции, снова не понимаю, что мне делать с билетом, снова прикладываю его и просто прохожу, а дальше иду ещё километр до своих апартаментов и вуаля — я на месте. Путь занял ПОЛТОРА ЧАСА.
Апартаменты крошечные. В Японии, как правило, квартиры маленькие, как собственно, и сами японцы. Первое ощущение — полнейшее непонимание как вообще пользоваться бытовыми приборами. В том числе унитазом, лол. Благо около каждого устройства заботливо прикреплена инструкция на английском. Розетки тут американского типа. Переходник я купил ещё в Мексике, правда здесь докупил второй для удобства. Здесь вообще ВСЁ по-другому. Начиная смесителем, заканчивая оплатой в магазине.
Сходил в 7/11 закупился ништяками. 7/11 — мой любимый магазин ещё с Таиланда. Круглосуточные магазины тут на каждом шагу, что очень приятно. На кассе тут всегда можно найти пачки с карточками Покемонов. Ещё местный прикол — на упаковках всегда присутствует изображение товара в натуральную величину. Пруф на фотке ниже.
Затестил Uber Eats — работает. Роллов тут, кстати, нет. Вообще. Только суши и маки. Сворачивают хуже, чем в России. В большинстве ресторанов с суши одно и то же меню с минимальными отличиями. Соевого соуса кладут две капли, напитков вообще практически нигде нет в меню доставки. Кстати, именно ради этой поездки я научился есть палочками.
Часовой пояс тут UTC+9:00. То есть плюс шесть часов от Москвы. Заметил, что жить в будущем мне намного комфортнее и понятнее, чем в прошлом (как в Мексике).
Ну а перед тем как лечь отдыхать я залез в ванну, которая в два раза меньше меня. Пока абсолютно не верится, что я В ЯПОНИИ.
18 мая
Первым делом я пошёл получить свой проездной на 3 дня, который я оформил заранее. Получить его можно не на всех станциях. Нужно было найти специальный автомат. С помощью сотрудников метро я его нашёл и таки получил свой проездной. И тут то до меня дошло, что билеты надо опускать в специальную щель в турникете, потом пройти через турникет и забрать свой билет. Турникеты тут по умолчанию открытые, поэтому вчера я без проблем через них прошёл по сути зайцем))
19 мая
В синтоистских и буддийских храмах в Японии часто можно встретить маленькие деревянные таблички размером с ладонь — эма. Обычно они пятиугольной формы. Сейчас на одной стороне эма обычно изображают животное года или символ, связанный с храмом, где получена табличка. На другой стороне пишут своё имя, адрес и личную просьбу к ками. Эма также используются для обращений к умершим предкам. Таблички вешают на специальный столб в храме, а в Новый год их сжигают.
20 мая
Ну а мой сегодняшний день подходит к концу. Прогулялся по музыкальным магазинам поблизости, поужинал и отправился отдыхать. Расстояния тут огромные, везде толпы народа, метро переусложнено, поэтому утомляемость дикая.
21 мая
Заведения тут, кстати, сильно отличаются от привычных нам. В традиционных японских заведениях, как правило, нет привычной нам рассадки за столами. Одним из наиболее характерных планировочных решений для японских ресторанов является островной тип кухни, расположенной по центру всего пространства с посадочными местами вокруг нее. А сами места часто отделяются друг от друга перегородками. Рай для интровертов.
Гугл часто спасал, указывая стоимость проезда, когда строил маршрут, но если я попадал на пригородные линии — Гугл был бесполезен. Потому что в таблице просто нет станций таких линий — я не мог купить билет до нужной мне остановки. Поэтому я покупал любой и просто ехал до моей станции.
Если же нет — билет отдаётся тебе обратно и турникет загорается красным.
В таком случае есть два пути. Первый — обратиться к сотруднику станции, и он подскажет, сколько надо доплатить. Второй для прошаренных: автомат корректировки тарифа. Ты вставляешь в него свой билет, он показывает сколько надо доплатить, доплачиваешь, он выдаёт тебе новый билет, с ним без проблем выходишь. Иногда нужно ещё указать станцию, на которой ты совершил пересадку. Я пользовался обоими способами.
Помимо этого, особенно на узловых станциях можно встретить многоуровневые платформы. На верхние прибывают экспрессы, а на нижние — обычные поезда. А ещё множество выходов со станции. И найти нужный выход реально важно, ибо однажды я вышел не в тот и оказался в двух километрах от нужного мне выхода. На станции Синдзюку — одной из самых загруженных в мире, вообще около 200 выходов. Здесь есть платформы для 11 линий самых различных операторов.
Станции тут — это почти всегда обилие магазинов, кафе и вендинговых автоматов. На каждой станции есть питьевые фонтанчики и туалеты. Общественные туалеты в Японии достойны отдельного абзаца, расскажу про них попозже.
22 мая
Третья остановка — деревня Ошино Хаккай, известная своими восемью прозрачными прудами, которые питает водой Фудзи. Место не показалось мне шибко интересным, но здесь удалось отведать японские шашлычки — якитори из говядины.
Ну а наш последний чекпоинт — пятая станция горы Фудзи на высоте 2305 метров. Отсюда вершина видна очень отчётливо, правда увидеть её удалось
23 мая
Тут сортируют мусор. Причём я не совсем догнал как именно. Правила отличались от апартаментов к апартаментам. Самый простой вариант — это разделение на сжигаемые отходы и несжигаемые. Хотя у самих японцев категорий куда больше. Они запариваются прям серьёзно: моют банки и бутылки перед тем как выбросить, сортируют бумагу по видам, про крупногабаритный мусор или технику я вообще молчу — там правил выше крыши. Причём мусор следует выносить только в определенные дни и до определённого времени.
24 мая
Трамвай мне прям понравился. Он любой город делает уютнее и ламповее. Причём тут есть как современные вагоны, так и винтажные. Также его огромный плюс в том, что оплата здесь фиксированная. Радует, что хоть здесь японцы не стали усложнять жизнь. Водители в трамваях и автобусах обязательно в форме и белых перчатках.
И последняя на сегодня остановка — эпицентр взрыва. Это неприметная табличка около рандомного здания чуть поодаль от парка. Здесь на высоте 600 метров над землёй 6 августа 1945 года произошла детонация первой в мире атомной бомбы, применённой в боевых целях. Нахождение здесь вызывает странные ощущения. Я много раз на протяжении жизни читал про те события, а теперь я стою на том самом месте.
25 мая
26 мая
27 мая
28 мая
29 мая
30 мая
31 мая
Итог по Японии
Итог по всей поездке